Палата представителей 18 июля 2011 года приняла Закон «О третейских судах», который вступит в силу 26 января 2012 года. С инициативой создания третейского суда выступил Высший Хозяйственный суд Беларуси. Основной целью появления нового вида судов является повышение качества хозяйственных судопроизводств. Дело в том, что сейчас в хозяйственных судах рассматривается огромное количество дел, и судьи вынуждены работать при большой нагрузке. К тому же у граждан появится ещё один инструмент защиты своих прав.
Законом определяются порядок создания и деятельности третейских судов, требования, предъявляемые к третейскому соглашению, порядок третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также регулируются иные вопросы, связанные с деятельностью этих судов.
Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.
Третейский суд, если совсем упростить, - это рассмотрение споров между сторонами лицом (лицами), которому они это доверяют.
Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица.
Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут образовывать третейские суды.
Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве некоммерческих организаций, подлежат государственной регистрации. Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, подлежат постановке на учёт. Решения постоянно действующего третейского суда, незарегистрированного или не поставленного на учёт в порядке, установленном настоящим Законом, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.
Деятельность третейских судей не является предпринимательской.
Третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.
Третейским судьёй избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трёх лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трёх лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет.
Третейским судьёй не может быть физическое лицо:
являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде;
признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
имеющее судимость;
полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работников органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трёх лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением.
Если в решении третейского суда срок его исполнения не установлен, оно подлежит обязательному исполнению в течение трёх дней со дня вступления его в законную силу.
Решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению.
Анна АНТОНОВИЧ,
начальник юридического отдела Кобринского райисполкома.
Поделиться в соцсетях: