Первые шаги в науку. Детский сад-средняя школа №4 г. Кобрина использует в работе методику инновационного проекта 

 Современная школа – это уже не та школа, которая была еще несколько десятилетий назад. Жизнь требует перемен, требует от учеников не только осваивать конкретные предметные знания и навыки, но и уметь применять эти знания при решении реальных проблем в реальном мире, ведь сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых педагоги лишь могут догадываться.

Ученика нужно научить учиться. И это возможно, если школа, как детский сад-средняя школа №4 г. Кобрина, использует в своей работе методику республиканского инновационного проекта «Внедрение STEAM-образования как средство допрофильной подготовки в учреждении образования».

– Знания должны быть комплексными, – убеждена заместитель директора по учебной работе Татьяна Звягина. – Наука, технологии и инженерия, искусство и математика, объединенные в одно направление STEAM-образования, способствуют становлению научно-технической культуры учащихся, развитию у них начальных знаний, умений и навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества, а также формированию нового типа социализации учащихся. STEAM-образование способствует также выявлению и развитию талантливых и одарённых в различных областях учащихся, своеобразной «интеллектуальной элиты».

Профессионализм педагогов, их желание работать на опережение, мотивация учеников плюс современная материально-техническая база – только в таком случае можно увидеть результаты работы учителя и ученика.

– В 2020 году отделом по образованию Кобринского райисполкома для реализации проекта были приобретены наборы Arduino Uno, Scratch kit, датчиков и других элементов, необходимых для создания исследовательских проектов. Благодаря спонсорской помощи приобретен также 3D-принтер, – отмечает Татьяна Андреевна. – Всё это позволяет развивать робототехнику, которая представляет собой новую актуальную педагогическую технологию, находящуюся на стыке механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования, схемотехники и технического дизайна. Замечу, создание управляемых робототехнических устройств по сути объединяет в себе результаты всего STEAM-образования.Занятия дополнительного образования «Компьютер и мы», «Робототехника на основе Arduino», факультативные занятия «Основы робототехники», на которых учащиеся знакомятся с техникой, электроникой, получают навыки работы с программируемыми электронными устройствами, дают свои плоды. Работа учащихся 8 «В» класса «Arduino как средство оптимизации потребления электроэнергии» Кирилла Копцева и Ивана Гаврилюка под руководством Игоря Ширинкова (сейчас ребят курирует учитель математики и информатики Александр Пашинский) получила дипломI степени на областном этапе конкурса «100 идей для Беларуси» и вскоре представит район в республике.

Уже сейчас ребят-восьмиклассников волнует вопрос рационального потребления электроэнергии. Научный подход к этой проблеме помог  разрешить им этот вопрос. Датчик освещенности, реле и источник питания – все, что нужно для создания умной системы, которая будет автоматически включаться и выключаться, достигая приемлемого уровня освещенности.

Плюс этого проекта и в том, что его можно доработать с помощью внедрения различных датчиков, например, датчиков температуры, времени и др.

Если ребята уже в 8-м классе способны на такие рациональные научные идеи, то и в будущем от них можно ожидать многого.

В том, что современная школа не может без научного подхода, уверен и учащийся 10 «Б» класса Максим Лось, для которого  участие в научно-практических конференциях – хорошая возможность развития познавательной активности. Вместе со своими руководителями Татьяной Гиберт и Анастасией Шепетюк Максим убедил жюри областного этапа конкурса работ исследовательского характера по учебным предметам «Первые шаги в науку» в том, что для изготовления бумаги не обязательно вырубать лес, ее можно получать… и из скошенной травы!  За свой проект «Производство бумаги из скошенной травы как средство сохранения лесов от вырубки» он получил диплом II степени областного этапа. В феврале ему предстоит отстаивать работу на республиканском этапе.

Волнуют юного Максима и морально-этические темы современного общества – в секции «Человек и общество» с работой «Современный подросток разведенных родителей» (взгляд изнутри) с руководителем Аленой Фигуриной он получил диплом III степени на областном этапе конкурса.

Литература и наука? Кто-то скажет, что здесь нет точек соприкосновения? С этим готовы поспорить учащаяся 11 «А» класса Диана Рабчинская и ее руководитель Ирина Зданович, которые успешно провели исследования в выявлении проблем современной молодежи нашей страны и Европы на примере художественных произведений («Сацыяльныя і маральна-этычныя праблемы ў раманах Ю. Станкевіча «Любіць ноч –права пацукоў» і Жазэ Сарамага «Слепата»). Диплом II степени позволил ребятам  обосновать свою точку зрения на республиканском этапе конкурса.

Автор и фото Елена БАКУН / vkobrine.by