Прежде чем на площадку выйдет строительная техника, по закону археологи должны провести на этом месте раскопки. Это и происходило в Кобрине перед масштабной реконструкцией моста над Мухавцом по автодороге Кобрин — Столбцы.
18 июля, "Кобринский вестник"/ Мост старым можно назвать условно, скорее, морально устаревшим. А вот прилегающая территория — место историческое. На острове, где река Кобринка впадала в Мухавец, в XI—XII веках зародился город. Вместе с учеными Института истории НАН Беларуси прошлись по старым улочкам и прикоснулись к тайнам, которые хранит здешняя земля.
К сегодняшнему дню на берегу Мухавца не сохранились ни валы, ни один из двух замков. Ученые даже не берутся предполагать, где точно они были. Не осталось следов и от притока речки Кобринки — он засыпан.
— Археологически Кобрин исследован крайне мало, — рассказывает научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории Академии наук Беларуси Олег Ткачев. — Мы знаем только о раскопках в районе ЗАГСа под руководством археолога Олега Иова, которые проводились перед республиканскими «Дажынкамі» 2009‑го.
Научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Олег Ткачев
Первую шурфовку Олег Ткачев с коллегой Сергеем Линевичем провели на месте предстоящих работ по реконструкции моста через Мухавец еще в 2023 году.
Сейчас археологические исследования проходят в районе улицы 17 Сентября, где строители наводят понтонную переправу для пешеходов. Именно здесь недавно археологи нашли тот самый приток Кобринки.
— Строители обнаружили обтесанные с шести сторон деревянные колья. Достали три штуки. А мы в шурфах зафиксировали водные отложения. Речушка оказалась засыпана, — констатирует Олег Ткачев.
Исследования показали, как жители Кобрина шаг за шагом отвоевывали землю у Мухавца и притоков. Высыпали в старое русло бытовой мусор, заваливали отходами и землей топкое грязное место. Со временем подходы к воде укреплялись и можно было строить. К слову, последнее наводнение в Кобрине было не так и давно — в 1958‑м.
Ученые показали теперешние находки: керамические осколки, фрагмент курительной люльки, три копейки 1950 года, 15 копеек 1939‑го, гроши периода Речи Посполитой, полкопейки 1890‑х, монета ВКЛ, изготовленная в 1915 году в Берлине пуговица, фрагменты канделябров, аптекарская бутылочка. А еще штопор конца XIX века, краник от бочки с вином или пивом, которые позволяют предположить, что на переправе был шинок.
— Очень нас удивили пломбы, — говорит Олег Ткачев. — На одной пометка — железнодорожная станция Жабинка. Прекрасно читаются торговые свинцовые пломбы. Одна из Лодзи, откуда поставляли ткань. Есть пломба с крестиком — значит, что-то доставляли в церковь, может быть, в Спасский монастырь.
Ученые предполагают, что это краник для бочки с вином или пивом
Сегодня по разные стороны Мухавца возвышаются Спасский монастырь, Свято-Николаевская церковь, Александро-Невский собор, обустроена набережная и разбит парк. У подъема на мост установлен памятник русским воинам к 100‑летию первой победы над наполеоновскими войсками.
Памятник к 100‑летию первой победы русских солдат в войне 1812 года возле моста.Историческая битва войны 1812‑го случилась именно в Кобрине. На старинном здании Спасского монастыря прикреплена памятная доска, на которой написано, что 15 июля 1812 года после девятичасового упорного боя здесь капитулировал и сложил оружие саксонский отряд под командованием генерала Клингеля, входивший в состав 7‑го корпуса армии Наполеона.
Археологи нашли предметы воинского снаряжения: зацеп для холодного оружия на ремень с украшением в виде головы змеи и шумящую подвеску для лошади (лошадиное оголовье).
Олег Ткачев аккуратно кладет на ладонь детали подвески:
— Чтобы конская упряжь была красивой, эта вещь размещалась по центру головы, цепочками крепились шумящие элементы. В одном из целиком закрытых элементов мы нашли косточку.
Шумящие элементы для украшения лошади
Рассматриваем. Похоже, вишневая. Вспоминаем знаменитого литературного саксонца — барона Мюнхгаузена, выстрелившего косточкой в оленя, на голове которого потом выросло вишневое дерево.
— Скорее всего, косточка действительно вишневая, — заключает Олег Ткачев. — Она была притиснута землей, потому так хорошо сохранилась.
Рядом с шумящими элементами были найдены кузнечный инвентарь, несколько инструментов для подковки лошадей, подкова для тяжелого коня…
Олег Ткачев озвучивает версию, которую они с коллегой называют рабочей:
— Похоже, мы имеем дело с сохранившимся участком, где отмечены события 1812 года. Финальный период битвы за Кобрин, когда саксонский корпус был блокирован со всех сторон в районе кобринских замков, а затем капитулировал возле монастыря. Сегодня огромное количество реконструкторов занимаются русской, французской армиями 1812‑го. А вот саксонский корпус, входивший во французскую армию, особо не рассматривается. Потому что детали их амуниции неизвестны. Вот мы потихоньку набираем информацию…
Раскопки в Кобрине вызвали интерес у местных жителей. На выставке они смогли увидеть найденные археологами артефакты, которые пополнят экспозицию Кобринского военно-исторического музея.
Найденные предметы пополнят экспозицию Кобринского военно-исторического музея им. А. В. Суворова
Источник sb.by
Поделиться в соцсетях: