Быть учителем суждено не каждому, потому что это не только талант, но и великое трудолюбие и самоотверженность. О настоящих педагогах в народе говорят: «Учитель волею божьей». В этих словах выражается признательность за труд, уважение, благодарность и восхищение.
Бесспорно, в выборе, который более 20 лет назад сделала Наталья Тетерук, вступив на педагогическую стезю, есть божий промысел. Россиянка родом из Ленинграда, очарованная звучанием живой белорусской речи, стала учителем белорусского языка и литературы. 17 лет назад, прибыв по распределению в маленькую деревенскую школу на Кобринщине, прочно связала с ней свою судьбу. У неё есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия, которой хватает на то, чтобы гореть самой и зажигать других.
Болевой точкой талантливого педагога стало осознание того, что при одинаковых образовательных программах возможности для самореализации у детей и подростков на селе отличаются от тех, которыми располагают их сверстники в городе. Конечно, у педагогов из сельских школ больше условий для реализации индивидуального подхода к своим ученикам, но в города инновации приходят быстрее. Прикипевшая душой к ставшему родным Повитью Наталья не раз задумывалась о том, как нивелировать эти различия. Десятки ярких уроков и классных часов, исследования, направленные на развитие творческих способностей учащихся, их победы на олимпиадах и конкурсах окрыляли. Но хотелось чего-то большего. О программе «Учитель для Беларуси», в которую на конкурсной основе приглашали участников, узнала весной 2019 года из интернета и, заручившись поддержкой школы, вместе с коллегой и родственницей, тоже Натальей Тетерук, пришла в первый набор проекта.
– Программа «Учитель для Беларуси» стремится сделать так, чтобы каждому ребенку в нашей стране было одинаково доступно качественное и современное образование, а учителя могли бы полностью реализовывать свой потенциал и профессионализм, – рассказывает Наталья Васильевна.
Организаторы проекта – фонд «Новая школа», учрежденный БПС-Сбербанком совместно с Министерством образования – тесно сотрудничали с конкурсантами (к слову, этот подход сохраняется по сей день): каждый из 9 участников набора получил возможность прокачать свои навыки и отшлифовать мастерство. Педагоги имели постоянную методическую, кураторскую и финансовую поддержку, возможность обучаться и обмениваться идеями.
Кроме классических уроков, мастер-классов, семинаров, конференций, участники должны были реализовать проект, важный для местного сообщества и расширяющий образовательные возможности детей. Организаторы не раз побывали в школе, провели десятки онлайн-встреч, подружились с администрацией, преподавательским составом и учащимися школы. Результатом совместной деятельности стал проект «Пачытай у Павіцці», который в сельской школе реализовали через серию интереснейших коллективных творческих дел.
Буккроссинг и литературный стендап, театральные площадки и литературные вечера, прямые эфиры, челленджи, творческие конкурсы, встречи с писателями, онлайн- и оффлайн-фестивали книги, автограф-сессия современных писателей, мастер-классы от волонтеров – далеко не полный перечень мероприятий, участниками которых стали учащиеся Повитьевской школы. Ребята смогли попробовать себя в роли организаторов, ведущих, мастер-классов, дизайнеров, журналистов, smm-менеджеров, научились организовывать и проводить мероприятия, вести странички в соцсетях, коммуницировать с писателями и приглашенными гостями, писать пресс-релизы, изготавливать сувенирную продукцию.
– Школа должна помочь ребенку познать себя, раскрыться как личности, показать его положительные стороны, указав на то лучшее, что в нем есть. Мы должны показать, как всё то, что мы даем ему на занятиях, можно реализовать в жизни. Идеально, если школа показывает детям, что в современном мире есть возможность попробовать себя в разных профессиях, что нужно интересоваться всем, потому что мир не стоит на месте, и то, что надо сегодня, завтра уже может оказаться неактуальным. Школа должна учить детей очень быстро реагировать на все изменения, которые происходят вокруг, – считает Наталья Васильевна.
В 2021 году выпускница проекта, вооруженная современной методологией, снова пришла в проект, но в третьем наборе ей была уготована роль куратора. Являясь проводником новых педагогических идей для своих подопечных – учителей из таких же сельских школ, оказывая им помощь и поддержку, Наталья Тетерук стала одним из инициаторов создания на прилегающей к Повитьевской школе территории интерактивной детской площадки. При поддержке местной исполнительной власти и Кобринского РОЧС в кратчайшие сроки детская площадка МЧС была построена. Сегодня это место притяжения не только учащихся школы, но и повитьевских дошколят и молодых мам с малышами, которые здесь охотно проводят время.
Идеи, как сделать деревенскую школу классной для детей, не заканчиваются. В школе организован кукольный театр, благодаря проекту появилась новая оргтехника, преобразились кабинеты. В третьем проекте, который реализует со своими учениками Наталья Тетерук, деревенские ребята приобщаются к театру. Интересные встречи, поездки в столичный театр, мастер-классы по сценическому мастерству вызывают у ребят бурные эмоции. С радостью и интересом погружаются дети в творческие дела, которые разрабатывает для них их творческий учитель.
В стартовавшем этим летом пятом наборе Наталья Васильевна снова стала куратором для новых участников и будет вести инициативных педагогов Кобринщины по этому непростому, но интересному пути, оказывая им помощь и поддержку. Помимо этого, как специалист со стажем, обладающий хорошими организаторскими способностями, она вошла в состав оргкомитета и будет координировать работу кураторов уникального проекта «Учитель для Беларуси». Это ставит перед педагогом-мастером новые задачи – работать со взрослыми, помогая им реализовать свои лидерские качества, «прокачать» в себе и в них необходимые для современного педагога навыки, без которых невозможно сегодня подготовить ребенка к успешной реализации в социуме.
Работать над собой, учить и вдохновлять, реализовывать новые проекты, открывать новые направления и верить в потенциал каждого ребенка, в возможности его роста и развития – таково профессиональное кредо простой сельской учительницы, которая на деле является энтузиастом и сподвижником педагогических инноваций, проводником новых идей.
Жанна ЕЛИЗАРОВА Фото из архива Натальи Тетерук
Поделиться в соцсетях: