Неблагополучная семья, детдом, улица, наркотики, тюрьма… Подобные сценарии жизни знакомы большинству из нас разве что по документальным фильмам, и в большинстве случаев они не оставляют человеку высоких шансов вырваться из этого порочного круга. Однако, как показывает наша очередная история, даже с самого дна бездны можно увидеть свет. Для нашего сегодняшнего собеседника таким светом стала вера, которая 16 лет назад и подняла его с самого дна жизни, куда его привела наркомания, когда, казалось, была давно пройдена самая последняя «точка невозврата».
Первый опыт
- Началось всё это очень давно, когда мы с семьёй жили в России, - вспоминает Руслан. – Благополучием семья не отличалась. Однажды случилось так, что мама оказалась в тюрьме, а я - в детдоме. Из детдома мы регулярно убегали – за его стенами нас встречала улица во всей своей красе. Достаточно будет сказать, что марихуану я впервые попробовал лет в 10. А уже через 3 года под влиянием «старших товарищей» в первый раз укололся кустарным опием, добываемым из маковой соломки.
Как отмечает Руслан, знакомые наркоманы тогда позиционировали наркотики как «увлечение для избранных». Мол, посмотри на этих алкоголиков – напьются своего «свинячьего кайфа», лежат потом пьяные, грязные, ведут себя неадекватно. А это, мол, совсем другое дело – да и «приход» куда мощнее, чем от той же «травы». Всех этих доводов 13-летнему подростку было более чем достаточно.
А ещё через год Руслан оказался в тюрьме. Однако употреблять опиаты не перестал и там – было бы желание, а возможности найдутся. Ну а после выхода из «мест, не столь отдалённых» увлечение переросло в «систему».
«Колешься, чтобы просто встать с постели»
- Настоящую «сухую» ломку наркомана я испытал в СИЗО, - вспоминает Руслан. – Я не мог заснуть до 10-ти суток, болело всё тело, шелушилась кожа, обострились все заболевания. Прибавьте к этому постоянный страх, тяжелейшую депрессию, кошмары. Лежишь и понимаешь, что стоит уколоться – и всё это пройдёт. На что пойдёт наркоман ради дозы? На всё.
По словам Руслана, будучи «на системе», он кололся три раза в день – как завтрак, обед и ужин. Не для «кайфа», как вначале, а просто для того, чтобы встать с постели, чтобы что-нибудь съесть, чтобы найти силы выйти из дома. Наркотики уже не «раскумаривали» - не было удовольствия, очередной укол просто на короткое время снимал мучения. А ведь каждая доза стоит денег – и немалых. Именно поэтому в большинстве случаев наркомания идёт бок о бок с преступностью.
- Конечно, приходилось постоянно «крутить» какие-то махинации, чтобы достать денег, - рассказывает Руслан. – Наркоману всегда нужно много денег, а полноценно работать он не в состоянии. Наркоман не может, к примеру, дождаться зарплаты и купить себе наркотик – ему постоянно нужна доза, и постоянно подстёгивает ужас перед наступлением возможной ломки.
Перелом
Именно так Руслан в очередной раз оказался в местах лишения свободы. Там же у него обнаружили туберкулёз, который с катастрофической скоростью начал разрушать организм, ослабленный длительным употреблением наркотиков. Там, в колонии, чётко осознавая, что очень скоро умрёт, он и уверовал, находясь на самом краю гибели. Как отмечает он сам, свет веры нашёл его практически на самом дне бездны. К сожалению, отмотать назад время своей жизни невозможно, однако можно помочь другим не упасть на это самое дно. Вера помогла ему не только преодолеть физический недуг и страшную психологическую зависимость, не просто отказаться от наркотиков самому, но и начать помогать другим людям, которые попали в такую же беду. Как отмечает он сам, на сегодняшний день «опиумная», равно как и «героиновая» наркомания постепенно переходит в разряд архаизмов, становится печальной, но всё же историей. Однако поводов вздыхать с облегчением это, к сожалению, не даёт…
Чёрная лошадь
- «Опиумная» наркомания – это, без сомнения, очень страшно, - делится своими мыслями Руслан. – Это яма, это физическая и духовная гибель. Однако то, что сегодня пришло на смену опиатам, в разы страшнее. Речь о так называемой «химии» - наркотиках, производимых искусственным путём в химических лабораториях, всех этих «синтетических каннабиноидах», «спайсах», «миксах», «скоростях» и прочей лабораторно синтезированной отраве, на которую человек не только плотно «подсаживается», но и умирает в разы быстрее. До основания разрушается психика, обрывается всякая связь с реальностью. Это страшно даже для наркоманов «старой волны» – для тех, кто, казалось бы, прошёл все круги опиумного ада.
С жертвами новой синтетической «моды» за время своей работы с наркозависимыми Руслан сталкивался неоднократно. И каждая такая встреча оставляла жуткое, неизгладимое впечатление.
- Помню, был один парень – «сидел» именно на этих курительных смесях, - вспоминает Руслан. – Так вот, он рассказывал, что к нему домой приходила чёрная лошадь. Причём у него даже мысли не возникло, что лошадь не может сама прийти в квартиру многоэтажки – была только паника по поводу отсутствия в доме… сена, чтобы её кормить. И он ножницами резал на кусочки подушку – чтобы чем-то накормить эту чёрную лошадь.
Это – только один, не самый страшный пример полной потери связи с реальностью, которая наступает после употребления «химии». Кто-то явственно представляет, что он – птица… И со счастливой улыбкой отправляется в полёт - с 9-го этажа. Кто-то разбивает себе голову, нырнув «ласточкой»… в собственной ванне, будучи уверенным, что перед ним лазурное море. А кто-то после того, как его обливают водой, чтобы привести в чувство, начинает грести и захлёбываться воображаемыми волнами… лёжа на асфальте. Сильнейшая зависимость, порождённая страшной «химией», заставляет вновь и вновь искать новую дозу – любой ценой, за любые деньги. «Кристаллы», «марки», «порошок», «микс»… Их не нужно даже колоть в вену – достаточно просто съесть, понюхать или покурить. Вас угостили сигаретой в компании? А где гарантия, что она не «сдобрена» новой «синтетикой»? Ведь для наступления «химического прихода» достаточно всего лишь одной затяжки, которая может не только нанести организму непоправимый вред, но и стать последней. Ведь предсказать, каким будет воздействие на организм синтетических наркотиков, формула которых постоянно меняется, не могут даже сами продавцы химической отравы. Как отмечает Руслан, повидавший не один десяток наркоманов с самыми разнообразными пристрастиями - от марихуаны до героина, самыми тяжёлыми последствиями отличаются именно любители «спайсов», которые порой попадают в поле зрения, только получив страшные, необратимые психические расстройства.
«Если начали – бросайте. Если не пробовали – не начинайте!»
Это – не громкий слоган из очередного ролика социальной рекламы. Эти слова придуманы не врачами, не милицией, не журналистами. Они выстраданы сотнями и тысячами наркоманов, которые пришли к пониманию слишком поздно, уже разрушив до основания свой организм, получив «букеты» неизлечимых болезней. Эти слова без преувеличения написаны кровью из исколотых вен, выдавлены во время страшных «ломок» и психических припадков, вырезаны на судьбах всех тех, для кого минутный «кайф» перерос в тяжелейшую зависимость, которая поглотила всю жизнь. Говорят, что у всех наркоманов, независимо от того, что и как они употребляют, есть одна деталь, одинаковая для всех. Первая проба наркотика - первый шаг в бездну, первый камешек, с которого начинается лавина. И первые слова, одни на всех: «Я же только попробую… Я же – для удовольствия». Как отметил в заключение беседы наш собеседник, из тех, кого он знал в своей прошлой жизни, в живых сегодня не осталось практически никого. А ведь все они в своё время тоже думали, что с ними ничего этого не случится…
От автора.
Меня часто спрашивают: почему все герои моего авторского проекта такие абсолютно «не героические»? Ведь, при желании, можно найти огромное количество положительных людей, примерных биографий, благополучных семей, ярких и чистых образов… Конечно, можно. Просто идти по ровной дороге всегда гораздо проще, чем подниматься наверх, тем более - с самого дна. Просто один раскаявшийся грешник всё же важнее десятка праведников. А может, просто потому, что мне – не всё равно. И если хоть один человек, прочитав эти истории, остановится, не доходя до края, или вообще откажется от первого шага, который рано или поздно приведёт его в бездну – значит, всё это было не зря.