“Бацькаўшчына”. Залесский легендарный край

У пачатку года Міністэрства інфармацыі сумесна з лаўрэатам прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь «За духоўнае адраджэнне» Уладзімірам Ліхадзедавым прапанавала ўсім зацікаўленым беларусам прыняць удзел у праекце «Бацькаўшчына». Прымеркаваны да Года гістарычнай памяці праект накіраваны на вывучэнне, захаванне і папулярызацыю  гістарычнай спадчыны беларускага народа. Рэдакцыя газеты «Кобрынскі веснік» падтрымала яго цыклам матэрыялаў «Таямніцы зямлі кобрынскай» і на працягу года паведамляла чытачам пра нашу гістарычную спадчыну. Рыхтуючы гістарычныя старонкі газеты, мы наведалі шэраг знакавых мясцін Кобрыншчыны, зазірнулі  ў кожны сельскі Савет раёна, каб даведацца аб таямніцах вялікіх і малых вёсак. Апошні візіт у межах праекта – у Залескі сельскі Савет Кобрынскага раёна.

К истокам

Залесье… Деревни с таким названием имеются почти в каждом районе. Корень “лес” в топонимике Кобринщины не случаен. Это напоминание о больших лесах, некогда являвшихся окраиной Беловежской пущи.

Первое упоминание о Залесье как о небольшом селении в Трокском воеводстве Великого Княжества Литовского относится к ХVI столетию. В 1563 году селение входило в состав Селецкого войтовства Кобринской экономии. Насчитывало 25 хозяйств, которые размещались на 25 волоках земли, 2 из которых были вольные – принадлежали войту Хрищону Азашевичу. Позднее, согласно грамоте короля Генриха, 6 волок были отданы  в пожизненное владение Войну Лавицкому. В 1663 году по привилею великого князя ВКЛ и короля Польши Владислава  IV Вазы ещё 6 волок перешли в вечное владение к Мартину Лозовицкому. 

Деревня Залесье была малой, бедной, да и деревней её было сложно назвать, так как крестьяне строили свои дома среди болот, постройки ближайших соседей не видны были за густым лесом.

Шли годы. Подрастали новые поколения, отделялись от родителей дети, строили себе дома, клочок за клочком отвоёвывая у болот и кустарников   земли под посевы и застройку. Эти земли, обильно окропленные потом, ценились очень дорого и считались роскошью и величайшим богатством.

Активное заселение деревни началось только в начале ХIХ века в связи со строительством Екатерининского тракта, который  был проложен вдоль Королевского канала как более короткий путь между Кобрином и Городцом. В народе этот путь, проходивший через деревни Быстрица, Прилуки, Колубели, Турная, Камень,  стали называть “высокий гостинец”.   

Хозяева Залесья

Согласно сведениям из Национального исторического архива Беларуси в Гродно, 22 апреля 1814 года земли села Залесье с 89 душами крестьян мужского пола за 5340 рублей купил коллежский советник Пётр Прженец. В том же источнике содержится информация, что в 1816 году имения Залесье и Закросница со 164 душами крепостных мужского пола принадлежали Анеле Прженец. По записям 1845 года, имением Залесье с селениями Закросница и Селец со 127 душами крепостных владела Анастасия Прженец, дочь Петра и Анели. Запись от 9 января 1861 года сообщает, что часть имения Залесье переписана на имя Александры Мендоза де Ботелло. Она, дочь Анастасии Прженец и графа де Ботелло, получила родовое имение матери  по наследству, владела им вместе с братом Константином и родителями, которые активно участвовали в жизни уезда. Могилу графа-отца – Александра Мендозы де Ботелло – с массивным надгробьем и сегодня можно увидеть на залесском кладбище. От старожилов, когда разговор заходил о православной церкви, которая была когда-то в этой деревне, приходилось слышать, что  деньги на храм  в давние годы  выделил какой-то граф.

Следы былого храма

Александр Иосифович Мендоза де Ботелло скончался 15 мая 1877 года, а церковь, строительство которой он финансировал, простояла  до 60-х годов ХХ века.  Храм, находившийся на краю кладбища, был однокупольный, из толстого тёса, покрыт гонтой. Стены снаружи были покрашены в голубой цвет. На полу в церкви был уложен красный кирпич. Низкий притвор входа в церковь держался на четырех столбах. Главной святыней была икона Божией Матери Казанской, во имя которой и был освящён храм.

Церковь стойко перенесла Первую мировую войну. Но на момент, когда в Залесье вошли кайзеровские солдаты, в деревне не было ни священников, ни мирян: люди уехали в эвакуацию. Церковь сохранилась, хоть и дала приют непрошеным гостям, которые сделали в храме свой склад.

“При Польше” в церковь  по четвергам приезжал священник из города и читал на русском языке Закон Божий. Люди рассказывали, что ежегодно в день религиозного праздника Казанской Божией Матери к церкви приходило много прихожан не только из Свято-Казанского, но и из соседних приходов. Не закрывалась Казанская церковь и в  годы Великой Отечественной войны, только реже бывали богослужения.

В 1962 году Казанская церковь в Залесье, как и другие храмы, была закрыта и снята с учёта. Само здание было разобрано в 1963 году, из дерева  построили два школьных помещения. Там, где когда-то стояла церковь, со временем появились захоронения.

Стремление к свету

Многим может показатья странным, что по соседству с залесским кладбищем находится школа. Так было не всегда. Так, в  1886  Казанская церковь, школа при ней и волостное управление составляли центр деревни, в которой насчитывалось 28 дворов и проживало 272 человека. В 1897 году в Залесье было уже 38 дворов и 311 жителей, работал хлебозапасный магазин и народное училище. В 1892-1893 учебном году занятия посещали 58 мальчиков, в 1905-1906 – 73 мальчика и 12 девочек. Имение Залесье, находившееся вблизи почтового тракта, принадлежало Петру Штерну. В нём проживали 15 человек, 11 человек обслуживали усадьбу.

В марте 1921 года по итогам Рижского договора белорусские земли, и Залесье в их числе, отошли к буржуазно-помещичьей Польше. Польское государство обязало крестьян платить десятки различного вида податей. Сумма этих налогов (поземельный, церковный, дорожный и др.) была часто непосильной для крестьянина, и власти не могли их взыскать даже с помощью полиции. Случалось, имущество крестьян за долги и недоимки распродавалось с торгов. В обществе установились полуфеодальные отношения. “Крестьяне всегда терпели нужду и голод. Для питания были только картошка и ячменная крупа. Хлеба не ели вдоволь. Всё уходило на уплату податков. Если выкормишь кабанчика, то для себя получишь только потроха, а остальное продашь на оплату долгов и налогов.  Со стороны полиции было  много придирок. Труба не побелена – штраф, собака не привязана – штраф, лошадь не зануздана, когда едешь на ней, – штраф и резиновая дубинка по спине”, – рассказывал молодёжи житель Быстрицы Корнил Патеюк.

В школе дети залесских крестьян обучались на польском языке, а некоторые совсем не посещали школу. Медицинская помощь была недоступна. Чтобы получить её, крестьянину нужно было продать тёлку или поросёнка.

В деревне не было магазина, солью, керосином, табаком и спичками торговали частники. Соль  стоила четыре золотых за пуд – это было очень дорого. Чтобы заработать такую сумму,  женщине нужно было работать 4-5 дней. Не дешевле стоили незаменимые в быту керосин и спички.

Недовольство росло. К борьбе за освобождение призывала организованная в 1923 году Коммунистическая партия Западной Белоруссии. Кобринский райком КПЗБ был разделён на несколько подрайкомов, среди которых особой активностью отличался Турнянский под руководством  Прасковьи Сидорук. Практически в каждом населённом пункте в окрестностях Залесья были свои активисты. В деревне Селец организаторами подполья стали Игнат Иванюк, Александр Кирилюк, Александр Яковчук, в Турной – Семён и Анна Козлюк, Матвей Лукашук, Фома Сидюк, в Залесье Зосим Волосюк, Иван Борисюк, Кирилл Прокопук.

17 сентября 1939 года Красная армия принесла освобождение. Крестьяне получили землю, в Турной осенью 1940 года был организован первый в районе  колхоз им. Калинина. В Залесье открылась начальная школа, где дети стали обучаться грамоте на родном белорусском языке. Афиши извещали о новых кинофильмах, спектаклях, концертах, которые за неимением клуба ставились в школе.

В вихре войны

Когда мирный труд советских людей был прерван вероломными нападениями фашистской Германии, трудящиеся Залесья и окрестных деревень встали с оружием в руках на защиту Родины. На территории нынешнего Залесского сельсовета действовал отряд им. А. В. Суворова, в его состав вошли или стали связными десятки местных жителей. Диверсионной группой отряда было пущено под откос 24 вражеских эшелона, уничтожено 7 машин с продовольствием, оружием и боевой силой протиника…

Летопись, которую вели в послевоенные годы залесские активисты, содержит сотни строк воспоминаний о суровом сопротивлении немецким полчищам, о победах и потерях развернувшейся на оккупированной территории борьбы. В Залесье, Быстрице, Турной, Закроснице, Девятках, Сельце действовали подпольные организации. Так, 12 августа 1943 года  здесь появилась своя “Молодая гвардия” – под руководством учителя Ивана Курапова начала действовать комсомольская организация. 18 комсомольцев и их руководитель совершили ряд смелых диверсий, каждая из которых ухудшала положение оккупантов и срывала их планы. Взорванный мост около д. Девятки, сожжённый – в деревне Луцевичи, спиленные на шоссе Брест – Пинск телефонные столбы, повреждённая телефонно-телеграфная связь от Залесья до Каменя, от Жуховцов до Остромичей – это далеко не полный перечень операций, проведённых залесскими комсомольцами в 1943-1944 годах. Кроме этого залесская молодёжь разыскивала оружие, боеприпасы и передавала их в лес партизанам, вела разъяснительную работу среди населения, участвовала в рельсовой войне… После изгнания оккупантов многие жители Залесского сельсовета были призваны в действующую армию, участвовали в освобождении городов Европы, шли на штурм Берлина. Более 70 солдат Победы из Залесья и соседних деревень получили высокие правительственные награды: орден Отечественной войны 1 и 2 степени, орден Славы, медаль “За боевые заслуги”, “За отвагу”, “За взятие Берлина” и др.

В 47 семьях, проживавших в деревнях Залесье, Закросница, Турная, Девятки, Рачки, Селец не дождались с фронта своих воинов. В центре Залесья, в тенистом сквере возле Дома культуры, где похоронены 6 партизан  отряда им. Суворова, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году, в 1969 году был установлен памятник. На памятнике высечены также имена 28 односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. На высоком пьедестале – одетый по-походному молодой солдат с автоматом на груди. Он опустился на колено, в одной руке держит каску, в другой – траурный венок. Неизвестный скульптор запечатлел момент, когда оставшийся в живых солдат склонился над могилой своих товарищей. Его голова опущена, лицо выражает скорбь. В создании композиции принимал участие бывший партизан отряда им. Суворова Дорофейкин, который хотел, чтобы памятник стал символом народной памяти и скорби о многочисленных жертвах войны.  

Ещё один памятник жертвам фашизма располагается при въезде в деревню Закросница. Установлен в знак памяти о погибших на этом месте партизанах и детях школьного возраста. Трагедия произошла ночью 27 марта 1944 года. Фашисты, шедшие жечь деревню Нетреба, свернули к дому  Пелагеи Лакишик, чтобы взять кого-нибудь из жильцов в качестве проводника. Обнаружив там двух мужчин-партизан, подожгли дом. Выбежавшую в сени хозяйку схватили и отправили в Кобринскую тюрьму, где она была зверски замучена.  Застигнутые врасплох партизаны отстреливались через окна, но силы были неравными. Позже в сгоревшем дотла доме партизаны обнаружили на полу тела своих боевых товарищей Ивана Морозова и Бориса Каллагова. На пепелище их ждала ещё одна страшная находка. Испуганные стрельбой дети хозяйки дома Дмитрий и Павел Лакишик, 10-12 лет, спрятались под печкой. Братья крепко прижались  друг к другу, словно искали защиты в той безвыходной ситуации, и так  в  однимку задохнулись в дыму пожара.  Ещё одной жертвой стал находившийся в соседнем доме Яков Пашкевич, который попытался убежать от начавших облаву немцев и был застрелен неподалёку.

Возрождение

Те, кому посчастливилось вернуться живыми с фронта, в числе первых влились в колхозное строительство.

“Нелегко было в первое время сломать частнособственническую психологию крестьянина. Ходили всякого рода небылицы о жизни в будущих колхозах”, – читаем в летописи совхоза им. А.В. Суворова, начавшего свою деятельность 26 августа 1948 года.  Так, в Залесье многие хозяева на дверях своих домов находили приклеенные листовки, в которых звучали  угрозы: “Кто вступит в колхоз, будет повешен”. Но превозмогли и это. Рискнувшие вскоре смогли убедиться, что выбрали правильный путь.

Через год были созданы колхозы в Девятках, Сельце, Закроснице, Рачках-Павлово… Для выполнения продовольственной программы коллективные хозяйства должны были создаваться практически в каждом населённом пункте. Когда следы военной разрухи были устранены, была предпринята тенденция укрупнения, и мелкие хозяйства были объединены в одно – совхоз им. А. В. Суворова, который возглавил Александр Савчук.

“Большие изменения произошли в жизни крестьян в послевоенные годы. Деревни при Польше представляли собой два ряда почерневших, прикрытых соломенными крышами хат с маленькими подслеповатыми окнами, в домах примитивная обстановка: стол, лавка, нары, куры под печкой”, – читаем в летописи воспоминания тружеников совхоза, которые с благодарностью принимали пришедшие в их жизнь новшества: улицы частной застройки, построенные за счет хозяйства многоквартирные дома, проложенный асфальт, Дом культуры, современную школу, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт…

День сегодняшний

Сегодня Залесье – перспективная деревня. Летом утопает в зелени и цветах, зимой остаётся многолюдной. Здесь кипит жизнь. В обновлённую после капитального ремонта школу торопятся дети. В деревне много молодых семей. Близость к ПУП “Брестские традиции” и к городу позволяет положительно решить вопросы трудоустройства. Иностранные инвестиции вдохнули новую жизнь в помещения бывшего совхоза: ИООО «Биссоло Габриэле Фарм» более 10 лет занимается здесь выращиванием овощей. Основное направление деятельности ГСХУ «Кобринская сортоиспытательная станция” в деревне Закросница – изучение сортов и гибридов сельхозкультур.

Сельчане имеют возможность культурно провести  свободное время. Центром культурной жизни является Залесский центр культуры и досуга. При нём работает библиотека. Без участия работников Дома культуры не обходится ни одно мероприятие. Хор «Залеская гамонка» с его насыщенным репертуаром известен за пределами района.

Жанна ЕЛИЗАРОВА

По материалам Залесской публичной библиотеки и ГУО “Залесская средняя школа”