Наша страна обладает поистине неисчерпаемым богатством — глубокой и многогранной культурой, в которой особое место занимают древние мифы и предания. К сожалению, в суете современной жизни мы все реже обращаемся к этому кладезю народной мудрости. А ведь именно в них — голос наших предков, их быт, их верования и их философия.
8 сентября, "Кобринский вестник"/ Эти истории — фундамент нашей национальной идентичности. Их необходимо бережно сохранять и передавать из поколения в поколение, чтобы не утратить связь с собственным прошлым. Сегодня мы вспомним несколько удивительных легенд, в которые люди верили на протяжении веков.
В белорусском фольклоре есть свой образ благородного разбойника, чья история полна трагизма. Это Машека — молодой человек, который, не сумев добиться взаимности от возлюбленной Предславы, ушел в глухие леса.
Там он начал вести жизнь изгоя, грабя проезжавших купцов и знатных шляхтичей. Долгое время никто не мог его одолеть: ни воеводы, ни многочисленные отряды стражников. Сила и ловкость Машеки стали легендарными.
Кульминация его истории наступила, когда он похитил саму Предславу, к тому времени уже обрученную с местным князем. Разбойник убил ее свиту и увез девушку в свое логово. Но ночью Предслава, воспользовавшись сном неудавшегося воздыхателя, убила его, вонзив ему в горло кинжал.
Интересно, что позднее писатели и поэты значительно облагородили этот образ, превратив Машеку в белорусского Робина Гуда, защитника бедных и обездоленных. А романтичная, хотя и маловероятная, версия гласит, что даже город Могилев может быть назван в его честь.
Легенды самого таинственного озера Беларуси вдохновляли многих классиков белорусской и польской литературы. Единого мнения о том, что раньше находилось на месте озера Свитязь, нет: одни говорят о древнем языческом капище, другие — о целом городе.
Но все мифы сходятся в одном: в результате какого-то трагического события все сооружения погрузились на дно.
Но самое удивительное, что озеро, по преданию, живое. Ранним утром в безветренную погоду можно услышать мелодичный звон, доносящийся из его глубин, и увидеть резвящихся «свитязянок» — вариант русалок или ундин.
Как и все русалки, они заманивают под воду людей обманом, после чего коварно топят их, утаскивая на глубину. Впрочем, говорят, если поймать такую «свитязянку», она обязательно расскажет правдивую историю о происхождении озера Свитязь.
Еще одно уникальное поверье связано с удивительным культом ужей. Вплоть до середины XIX века в крестьянских домах Полесья этих пресмыкающихся часто держали вместо кошек.
Считалось, что уж приносит в дом удачу, оберегает его обитателей от нищеты и злых духов.
Убить ужа было страшным преступлением, которое неминуемо каралось самим ужиным королем — повелителем всех змей и лесной нечисти, обитающим в глубине непроходимых болот.
Удивительно, но этот культ отчасти сохраняется и в наше время. Согласно легенде, человек может встретить ужиного короля только три раза в году: 12 июня (Исаакий Змеевик), 7 июля (Иван Купала) и 27 сентября (Воздвиженье).
К встрече с владыкой змей, которого можно было опознать по золотой короне на голове, следовало тщательно готовиться: постелить на его пути чистое полотенце и положить свежий каравай хлеба. В благодарность король мог оставить несколько золотых лепестков от своей короны.
Тот, кто носил лепесток в кармане, получал защиту от нечистой силы и, до первого снега, способность видеть все скрытые в земле клады.
Гольшанский замок, построенный в XVII веке как резиденция могущественного рода Сапегов, хранит свои мрачные тайны.
От самого замка осталось немного, но монастырь и костел устояли. Именно с ними связаны истории двух самых известных в Беларуси привидений — Черного монаха и Белой Панны, воспетых Владимиром Короткевичем.
История Черного монаха — это трагедия любви. Простой парень полюбил княгиню Анну Гольшанскую, которая была обещана другому. Тайные встречи влюбленных происходили тогда, когда юноша переодевался в монашескую рясу.
Когда обман раскрылся, разгневанный властитель приказал схватить юношу и замуровать его заживо в стене замка. С тех пор его призрак, получивший имя Черного монаха, бродит по руинам.
Белая Панна, по одной из версий, — это призрак самой княгини. По другой, более жуткой легенде, это простая женщина с трагической судьбой. При строительстве монастыря стены постоянно обрушивались, и чтобы укрепить их, решили прибегнуть к старому языческому обычаю — принести жертву, замуровав человека.
Рабочие решили замуровать первую жену, которая принесет мужу обед. Этой несчастной и стала Белая Панна, чей призрак, как говорят, до сих пор недолюбливает мужчин.
Легенда получила пугающее подтверждение: во время реставрационных работ в стене был обнаружен женский скелет. Кости собрали для перезахоронения, но по дороге они таинственным образом исчезли.
С тех пор в монастыре стали раздаваться необъяснимые и тревожные звуки.
Источник mlyn.by
Фото из открытых источников (иллюстрация)
Поделиться в соцсетях: