Заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством Президента Беларуси Александра Лукашенко прошло 19 мая в режиме видеоконференции. По предложению Президента Беларуси лидеры стран пятерки провели заседание в нестандартном формате, объединив узкий и расширенный составы. С белорусской стороны в заседании приняли участие вице-премьер Игорь Петришенко, руководство министерств антимонопольного регулирования и торговли, иностранных дел, транспорта и коммуникаций, финансов, экономики, энергетики. Кроме того, участие в саммите принял посол Беларуси в России Владимир Семашко.
"Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь-нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики", - подчеркнул белорусский лидер.
Он отметил, что все чаще звучат самые негативные прогнозы экспертов для отдельных государств и даже континентов на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из наиболее особых проблем они называют вопрос обеспечения населения продовольствием. "Поэтому сегодня нам крайне важно найти пути сохранения сельскохозяйственных и промышленных отраслей наших стран, одновременно приняв все меры по защите людей", - заявил Александр Лукашенко.
"Надеемся, что Россия как локомотив нашего интеграционного объединения будет соотносить принимаемые меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран", - добавил глава государства.
Говоря о повестке заседания, он отметил, что ее главным вопросом является принятие Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. "Данный документ - это одновременно и план действий по углублению отношений, и своего рода поворотный пункт на пути восстановления и повышения темпов развития экономик наших стран", - сказал Александр Лукашенко.
Президент заметил, что подготовка документа шла сложно, но в целом сторонам удалось выйти на согласованные решения по всем направлениям углубления интеграции. В этой связи он поблагодарил участников за конструктивный подход.
Александр Лукашенко также подчеркнул, что его инициатива не исключает при необходимости организацию заседания совета в формате видеоконференции до того, как состоится очная встреча.
Участники заседания согласились с предложением главы белорусского государства. Конкретная дата мероприятия будет определена позже.
Кроме того, ряд вопросов, которые необходимо дополнительно проработать, обозначил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он также предложил не спешить с принятием этого знакового документа, тщательно доработать и принять в последующем. Возможно, и в очном формате.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в связи со сложившейся ситуацией предложил одобрить подготовленный документ в целом. "Он не имеет срочных к реализации предложений. Это стратегия. Поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение. За ним будут следовать конкретные переговоры", - отметил белорусский лидер.
Соответственно, было предложено в целом одобрить проект документа и одновременно отправить на доработку, обсудив его в другом формате и в другое время. Эти подходы были поддержаны участниками заседания.
Предполагалось, что Высший Евразийский экономический совет утвердит стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года. "Перечень мер и механизмов (330 позиций), заложенных в документ, фактически является дорожной картой развития интеграции. Его выполнение предусматривает дальнейшую разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС", - сообщали ранее в ЕЭК.
Всего во время саммита главы государств приняли решения по 10 вопросам. В частности была рассмотрена заявка Кубы на получение статуса страны - наблюдателя при ЕАЭС. Высший Евразийский экономический совет решил, что перед этим необходимо провести дополнительные консультации с Гаваной. ЕЭК также было поручено подготовить обоснование для предоставления Кубе статуса государства-наблюдателя.
Президенты на заседании одобрили протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, уточнив механизм формирования кадрового состава ЕАЭК, обсудили итоги международной деятельности в прошлом году и утвердили основные ориентиры макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2020-2021 годы. Этот документ содержит совместные и национальные кратко- и среднесрочные меры, направленные на дальнейшее улучшение в странах экономической ситуации, сдерживание негативного влияния и минимизацию экономических последствий от внешних шоков, связанных с пандемией коронавируса. В частности предусматривается оказание кредитного содействия Евразийским фондом стабилизации и развития, совместная работа с Евразийским банком развития.
Президенты также утвердили годовой отчет Евразийской экономической комиссии за 2019 год о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.
Как рассказал на заседании председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, Куба проявляет очень большой интерес к сотрудничеству с ЕАЭС практически с момента создания объединения. С 2018 года кубинское правительство сотрудничает с ЕЭК на основе меморандума о взаимопонимании. Вопрос о предоставлении стране статуса наблюдателя обсуждался комиссией уже дважды.
"Беларусь, Кыргызстан и Армения согласны на предоставление Кубе статуса наблюдателя. Казахстан высказался за проведение дополнительных консультаций с кубинской стороной. Россия также предложила провести консультации, чтобы уточнить все аспекты", - сказал Михаил Мясникович.
Во время саммита президенты Казахстана и России пояснили свои позиции. По мнению Президента Казахстана, у Гаваны пока нет полного понимания о статусе и правах государства - наблюдателя при ЕАЭС. К тому же, считает он, необходимо в целом разработать критерии к статусу наблюдателя, чтобы у стран не возникало иллюзий, что с его получением они могут претендовать на все привилегии и льготы в ЕАЭС. "Надо четко расчертить права и обязанности, как во всех международных организациях", - добавил Касым-Жомарт Токаев.
Владимир Путин отметил, что Россия в целом поддерживает заявку Кубы, но хочет понять ожидания кубинских друзей от получения статуса наблюдателя при ЕАЭС.
На сегодняшний день не все государства ЕАЭС провели соответствующие мероприятия в срок. Армения и Кыргызстан заявили о готовности к запуску третьего этапа программы. Беларусь уже приступила к его реализации: в начале этого года на ее территории осуществлены девять каботажных перевозок. Россия пока не внесла изменения в законодательство, позволяющие перевозчикам других стран союза совершать каботажные перевозки по ее территории.
"Ключевая задача программы - сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта, - подчеркнули в ЕЭК. - Все это положительно повлияет и на взаимный торговый оборот стран ЕАЭС. При этом изначально программа либерализации каботажных перевозок была согласована Беларусью, Россией и Арменией, затем к ней присоединился Кыргызстан. Казахстан будет участвовать в программе с 2025 года. Ее утвердили президенты стран ЕАЭС в мае 2015 года. Она рассчитана на период с 2016 по 2025 год и состоит из нескольких этапов".
БЕЛТА.
Поделиться в соцсетях: