Чтобы по достоинству оценить реальную обстановку, в которой сегодня живут белорусы, нужно пройти все этапы становления Беларуси как независимой и суверенной державы. Этот путь мы рассматриваем через все сферы жизни рядового белорусского гражданина, говоря языком непреложных фактов, которые свидетельствуют о динамичном развитии страны. И то, как менялся имидж белорусского образования в условиях суверенной Беларуси, яркое тому подтверждение.
Свой путь – во имя будущего
Провозглашение государственного суверенитета Беларуси потребовало создания национальной системы образования, которая, сохранив все положительные аспекты, сложившиеся в предыдущие десятилетия, ориентировалась бы на этнические, культурные, экономические особенности Беларуси, с одной стороны, и международные образовательные нормы – с другой. И это удалось реализовать при поддержке Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
За годы независимости в Республике Беларусь сложилась национальная система образования, позволяющая реализовать конституционное право граждан на получение образования. Основное образование в Беларуси включает дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Девиз «образование через всю жизнь» является не просто звучным слоганом, а жизненным принципом белорусов. Основными принципами развития национальной системы образования являются обеспечение равного доступа и повышение качества образования для каждого. Но так было не всегда…
Мир детей — наш мир
Стоит напомнить, что в 1990 году в БССР, находившейся еще в составе Советского Союза, было введено дошкольных учреждений на 19,1 тысячи мест. За годы в статусе парламентской республики (июль 1990 – июль 1994 года) Беларусь значительно сдала позиции, и по состоянию на 1995 год эта цифра составила 1,8 тысячи мест – почти в 11 раз меньше! Об острой нехватке мест свидетельствует тот факт, что на очередь в детский сад молодые мамы становились, едва выписавшись из родильного дома.
Охват детей учреждениями дошкольного образования в Беларуси в возрасте 1 – 5 лет упал с 67,6% в 1990-м до 58,5% в 1994-м. Менее чем через 4 года после прихода к руководству страной Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко вернул детей в детские сады. Причем показатели 1990 года были даже превышены: в 1998 году составили 67,8%, в 2000 – 70,8%, в 2019 году – 83,6%. Сейчас норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к школе выполняется в 100-процентном объеме. В целях обеспечения доступности и качества дошкольного образования предпринимается ряд мер. Первое – строительство учреждений дошкольного образования. В 2023 году открыто 15, в этом году запланировано возвести столько же. Сегодня молодым родителям уже не нужно записываться на очередь в детский сад сразу после рождения ребенка.
Когда среднее – значит хорошее
После ряда реформ, которые пришлись в том числе на 1994, 1996 и 2008 годы, общее среднее образование в Республике Беларусь осталось 11-летним и включает начальное, базовое и среднее образование. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку.
В 10 – 11 классах учреждений общего среднего образования введено профильное обучение: учащиеся могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне. Функционируют классы профессиональной направленности, в которых учащиеся кроме учебных предметов на повышенном уровне обязательно посещают факультативные занятия по таким направлениям, как педагогическое, аграрное, спортивно-педагогическое, военно-патриотическое.
На начало прошлого учебного года в стране насчитывалось 2872 учреждения общего среднего образования, где обучалось 1090,2 тыс. человек, а также 127 учреждений профессионально-технического образования и 111 – среднего специального образования на 64,5 тыс. и 112,5 тыс. человек соответственно.
Таким образом, по уровню грамотности и охвату базовым, общим средним и профессиональным образованием населения наша страна приближается к 100%. По индексу образования Беларусь входит в группу наиболее развитых государств мира. По результатам тестирования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, в котором белорусские школьники приняли участие в 2018 году, Беларусь находится на 36 месте (из 79), опережая Израиль, Турцию, Грецию и Словакию.
Путь к успешной карьере
Высшее образование в республике является престижным и доступным. По количеству студентов высших учебных заведений на 10 тыс. населения Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. За годы независимости в стране были открыты новые высшие государственные учреждения образования: Академия управления при Президенте Республики Беларусь (1991 г.), Барановичский государственный университет (2004 г.), Полесский государственный университет (2006 г.) и др. Получение высшего образования сегодня обеспечивают 42 государственных, 7 частных учреждений Республики Беларусь. В них готовят специалистов с учетом новых потребностей белорусской экономики, появляются новые специальности, связанные с подготовкой кадров в области логистики, регионоведения, робототехники и искусственного интеллекта, для работы на атомной электростанции и др.
Образование должно быть всесторонним
Национальная система дополнительного образования детей и молодежи реализуется через центры однопрофильные (технического, экологического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного профиля) и многопрофильные, а также детские школы искусств, где белорусские дети могут развивать свои таланты. 1 января 2021 года в стране был создан Национальный детский технопарк, основная задача которого — поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности. Белорусское образование ценится в мире, поэтому многие иностранные студенты выбирают для обучения образовательные учреждения Беларуси.
Кобринщина – в ногу со временем
В Кобринском районе также проведена большая работа по созданию условий для получения качественного образования.
Для увеличения охвата дошкольным образованием сельских детей созданы учебно-педагогические комплексы на базе школ (дошкольные группы открыты в 10 учреждениях общего среднего образования). Если в 2006 году охват дошкольным образованием в районе был 57,7% то в настоящее время доля детей, получающих дошкольное образование, составляет 94,5%. Дошкольные учреждения Кобринщины посещает 3311 человек.
Внедряются новые формы дошкольного образования. Так, в 2023 – 2024 учебном году в районе функционировало 20 групп кратковременного пребывания (материнские школы, группы адаптации, сезонные площадки, группы вечернего пребывания), которые посещали 218 детей. Десять лет назад таких групп было в два раза меньше, и их посещали только 92 ребенка.
В 2017 году на базе ГУО «Ерёмичские ясли-сад» открылся «Ерёмичский дошкольный центр развития ребёнка», единственный в Брестской области центр развития ребенка в сельской местности, благодаря чему ежегодно более ста его воспитанников имеют возможности в том числе осваивать программы дополнительного образования по хореографии, ручному ткачеству, фитнесу и др.
Строительство нового объекта «Детский сад-начальная школа», на базе которого была открыта «Начальная школа № 10 г. Кобрина», дало новому району многоэтажной застройки 150 мест для детей дошкольного возраста, что позволило решить проблему обеспеченности местами в дошкольных учреждениях шаговой доступности.
В Кобринском районе функционирует 32 учреждения общего среднего образования, в которых обучалось в 2023 – 2024 учебном году 11352 учащихся. За тридцатилетний период своего развития в системе общего среднего образования были введены в эксплуатацию здания ГУО «Средняя школа №9 г. Кобрина», «Буховичская средняя школа», «Начальная школа №10 г. Кобрина». В 2005 году на базе средней школы №5 г. Кобрина открыто учреждение нового типа «Гимназия г. Кобрина».
В учреждениях общего среднего образования проводится техническое оснащение учебных кабинетов современными средствами обучения. Так за три года оборудовано «под ключ» 15 кабинетов химии, физики, биологии, трудового обучения.
Развивается в районе система профильного обучения: во всех городских и ряде сельских школ имеются классы (группы) с изучением предметов на повышенном уровне, в некоторых из них функционируют классы (группы) аграрной, педагогической направленности, имеются специализированный по спорту и инженерно-технический классы, на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Кобрина» работает районный STEAM-центр.
Показателем конкурентоспособности выпускников являются результаты сдачи ими централизованного тестирования и централизованных экзаменов. С момента введения в 2005 году централизованного тестирования как формы вступительного экзамена 100-балльные сертификаты получили 42 выпускника наших школ, причем по результатам минувшего учебного года их оказалось рекордное количество – 12 выпускников получили 13 сертификатов ЦЭ и ЦТ с высшим баллом.
Ежегодно наши учащиеся участвуют в республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсах интеллектуальной направленности. Лучшие из них становятся стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся. В период с 1996 по 2024 год такого поощрения были удостоены 50 учащихся.
Ежегодно растет процент поступления выпускников школ Кобринского района в высшие и средние специальные учреждения. Если в 2014 году студентами высших заведений стали 54,4%, то в 2024 году – 67,4 %.
Для приобщения учащихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа в учреждениях образования действуют музеи и музейные комнаты различной направленности, при которых работают научно- и поисково-исследовательские, лекторские, творческие группы, группы юных экскурсоводов, кружки и клубы краеведческой и патриотической направленности. В ГУО «Средняя школа №2 г. Кобрина» создан районный центр военно-патриотического воспитания «Единство», на базе которого проводятся основные районные мероприятия военно-патриотической направленности, в ГУО «Средняя школа №7 г. Кобрина» при взаимодействии с Кобринским РОЧС открыт военно-патриотический клуб «Град». На базе ГУО «Дивинская средняя школа» состоялось открытие ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию «Твори во благо».
Должное внимание уделяется и дополнительному образованию, которое юные кобринчане могут получить в том числе в ГУО «Кобринский районный центр детского творчества», ГУО «Кобринский районный центр экологии, туризма и краеведения». Занятия по душе в течение года нашли там 3339 учащихся. Ежегодно открываются новые объединения по интересам.
Для оказания психолого-медико-педагогический помощи, совершенствования организации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в 1998 году в районе открыт Кобринский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Повышение доступности и качества образования для лиц с ОПФР осуществляется путем создания специальных условий, в том числе использования специальных средств обучения, технических средств социальной реабилитации, создания адаптивной образовательной среды. В 2019 году на базе бывшего детского дома был открыт специальный детский сад №1 г. Кобрина для детей с нарушениями речи. Учащиеся с особенностями психофизического развития имеют возможность обучаться в интегрированных классах вместе со сверстниками.
Поделиться в соцсетях: