«В гардеробе каждой женщины должно быть маленькое черное платье», – утверждала великий модельер Коко Шанель. И сумочка, как считает моя героиня Галина Балабушко, необязательно дорогая и брендовая, главное – оригинальная, подчеркивающая индивидуальность. Именно такую я и увидела у нее.
11 декабря, "Кобринский вестник"/
– Купила? – Нет, сама сделала, – удовлетворяет мое любопытство Галина Сергеевна. – Нравится?
Учитель химии и биологии по образованию, отдавшая педагогической деятельности в Верхолесской средней школе более 30 лет, собеседница признается, что в душе она творец, художник.
Вязание спицами, крючком, вышивание гладью, крестиком, бисером, ландшафтный дизайн … За что бы ни бралась, все покоряется ее умелым рукам.
– От кого передалось? По маминой линии, наверное, – замечает Галина Сергеевна. – Всегда было интересно осваивать что-то новое. Как-то задумалась о плетении из лозы. Столько всего из нее можно сделать. Но когда начала вникать, поняла, что не потяну. Лозу ведь не купишь в магазине, на балконе не вырастишь. Для хранения нужно немало места, а сколько с ней еще работы: ошкуривать, вываривать, вымачивать.

И все-таки она нашла выход. В то время, а это лет десять назад, набирало популярность плетение из бумаги. Галина Сергеевна стала запасаться старыми газетами, садилась перед компьютером и искала мастер-классы. Ночами до мозолей на пальцах скручивала трубочки – так хотелось быстрее усвоить:
– Сложно найти время, только вечером. Зато такая релаксация: мысленно отдыхаешь от уроков, я ведь по-прежнему работаю в школе. А дома еще небольшое хозяйство.
В комнате все больше и больше стало появляться интересных вещей. Обычная бумага в руках мастера превращалась в шикарные фруктовые корзины, конфетницы, вазочки, шкатулки. Создавать простые поделки вскоре наскучило, и Галина Сергеевна решила усложнить себе задачу:
– Замахнулась на сумочку. Присоединилась к группе единомышленников в Интернете, где делились разными идеями, но все было не то. Здесь мало владеть только техникой, целая схема нужна, чтобы трубочка к трубочке, размер в размер… В итоге сама придумала. А потом поделилась в соцсетях. Именитые мастера оценили и благодарили за идею и взяли себе на вооружение, что, безусловно, приятно.
Начинается процесс с приготовления трубочек:
– На первый взгляд может показаться, что здесь все просто. Но попробуй накрути, когда заготовок нужно много. На пальцах, как я уже замечала, быстро мозоли появляются – и ведь перчатки не наденешь, все нужно чувствовать.
Использует мастер в основном старые газеты – бумага там тонкая, хорошо скручивается и впитывает краску. Заготовки получаются гибкими и легкими.
– Можно, конечно, и офисную бумагу или глянцевые журнальные листы. Главное, чтобы все было одной текстуры. Газеты, которые выпущены разнымитипографиями, могут отличаться толщиной, – раскрываетсвои секреты Галина Сергеевна.

Для скручивания нужны еще и спицы определенной толщины. Ширина бумажных полос тоже зависит от того, какое изделие задумалось: крупное или небольшое. Сумочка будет выглядеть красивее, если она сделана из предварительно покрашенных трубочек:
– Они дают возможность легко менять цвета во время плетения, поэтому готовое изделие не имеет просветов и смотрится аккуратнее.
Покраска – это тоже целый процесс. Мастер замечает, что любит больше натуральные природные цвета, поэтому чаще использует морилку для дерева наводной основе:
– Трубочки тогда получаются в цвет древесины: сосны, клена, дуба… Если хочу добиться определенного эффекта, добавляю в морилку колер. Бывает, сама ее варю из зеленых грецких орехов. Получается и экономно, и экологично, цвет натуральный. Хобби – это дорогое удовольствие, стоящее немалых денег, так как стараюсь покупать хорошую краску, качественную фурнитуру.
Сумочки Галина Сергеевна плетет тоже разными способами. Замечает, что в первую очередь новичку нужно овладеть «веревочкой», а потом уже осваивать другие техники:
– Люблю этот вид. Работа не расходится по швам, имеет крепкую форму, прочная.
Собеседница говорит, что знакомые иногда со стороны замечают: «Красивая сумочка. Но как она будет выглядеть после первого дождя?». Отлично, если соблюсти все правила обработки готового изделия. Тогда она и форму держит, и прослужит долго.
Грунтовка отлично проникает в материал, образует при этом тоненькую пленку, обеспечивает хорошую прочность между поверхностью и последующими слоями лака. Мастер советует не спешить сразу выгуливать сумочку:
– Плетенка должна сохнуть не менее суток. А потом предстоит заключительное покрытие. Я использую акриловый лак. Он считается наиболее безвредным. Лаки дают разный эффект. Можно выбрать матовый, глянцевый, шелковисто-матовый…

Чтобы прикрепить ручки, замки, пришить чехол, в ход идут шило, отвертки и другие инструменты, имеющиеся в хозяйстве на разные случаи жизни. Галина – перфекционист – не гонится за количеством, оттачивает каждую деталь. И вот изделие готово. Эмоции разные: удовольствие, что все получилось, немного грусти, что процесс завершен, ведь каждая вещь как ребенок, с которым во время работы очень сродняешься.
– Я ничего не коллекционирую: дарю родным, подругам на праздники. Приятно видеть, что труд не пропадает даром, что творения рук радуют не только меня, и вещи не пылятся на полках. Дочка с удовольствием гуляет с моей сумочкой по Бресту и получает массу комплиментов.
Своим опытом Галина Сергеевна всегда готова поделиться. Так, например, одна из ее учениц Анастасия Чернак так увлеклась процессом, что вместе с руководителем написала исследовательскую работу, с которой оказалась в числе победителей в районном конкурсе.
Дочь Людмила тоже унаследовала от мамы творческие задатки. И хоть с лозой пока не сталкивалась, но зато умеет делать посуду из глины. Пока готовое изделие сохнет, наша героиня уже прокручивает в уме новую идею:
– Хочу освоить техники работы с кожей. Может, через вашу газету откликнется тот, кто сможет дать мне несколько уроков.
НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ ИДЕАЛЬНОГО ПЛЕТЕНИЯ:
– расстояние между стойками не должно превышать 2 см, при несоблюдении этого условия плетение получится рыхлым и непрочным;
– к стоечке нужно относиться бережно: не приминать и не сгибать их во время работы – от этого зависит внешний вид плетения;
– во избежание дыр и прорех в узоре после каждого ряда выравнивать стойки и прижимать ряды плетения плотнее друг к другу;
– места сращивания трубочек лучше прятать в плетение, в идеале – посредине между стойками;
– влажная лоза лохматится во время плетения. Если она переувлажнена, нужно дать ей немного подсохнуть и только тогда продолжать работу;
– концы загнутых стоек желательно обрезать внутри изделия.
Елена БАКУН
Фото автора и из архива Галины БАЛАБУШКО
Поделиться в соцсетях: