Сб, 18 января 2025
Прогноз погоды

Учитель математики Светлана Мехта о призвании, технологиях и важности «царицы наук» в жизни

07/10/2024 Наши люди Кобрин

Педагог из средней школы № 9 г. Кобрина Светлана Мехта подготовила сразу двух стобалльников в одном классе. Ее ученики Давид Страшнов и Андрей Литвинович, студенты престижных вузов страны, с благодарностью говорят об учителе, открывшем им путь к звездам, а педагог вспоминает свою юность, когда сама оказалась перед выбором: «Кем быть?».

– Когда я была маленькой, всегда играла в школу. Любовь к математике появилась во время учебы в СШ № 2, после того как наш учитель Александр Березовский приоткрыл ее секреты. 28 лет назад после окончания физико-математического факультета Брестского государственного педагогического института им. А.С. Пушкина пришла работать в тогда еще базовую школу № 9.

– Что является наиболее привлекательным в Вашей профессии?

– Нравится общаться с молодежью. Работая с детьми, ты и сам молодеешь душой. Семь лет школьной жизни, которые мы проводим с учениками, переходя с ними из класса в класс, от 5-го к 11-му, – это большой срок, ты восхищаешься детской непосредственностью, вместе с ними переживаешь особенности переходного возраста, любуешься их взрослением. Ты отдаешь им частичку себя.

– Что, на Ваш взгляд, самое сложное в работе учителя?

– Поддерживать интерес к знаниям. Математика – серьезный предмет, не всем легко дается. Приходится все время проверять, поняли ли меня, пытаться зарядить позитивной энергией. Дети все очень разные: и по характеру, и по темпераменту, к каждому нужно найти подход.

– Как получается привить любовь к математике?

– Показывая ее красоту, которая заключается в четкости, стройности, логике. В геометрии это чертежи, объемные фигуры, доказательства. В алгебре – уравнения, производные, неравенства. Всегда с интересом встречают мои ребята логические задачи, требующие нестандартных путей решения. Я никогда не говорю детям, что мне известен ответ. Мы ищем его вместе, не исключая тот факт, что у каждого может быть свой подход. Вообще математика – демократическая дисциплина. Ученик может указать учителю на ошибку, и тот ее признает.

– Как удалось добиться от учеников таких высоких результатов на централизованном экзамене?

– Это итог большого труда. И Андрей, и Давид серьезно готовились, помимо уроков посещали факультатив по субботам, изучали специальную литературу,обменивались интересными находками.

– Какую роль в преподавании математики играют современные технологии?

– Это наше настоящее, без которого жизнь сложно представить. Несомненно, гаджеты помогают нам в работе, можно быстро получить в свободном доступе любую информацию, общаться со всеми участниками учебного процесса, делать обучение динамичным, интересным и современным. Но во всем следует сохранять чувство меры. Из-за чрезмерного использования таких устройств у ребенка не развивается логика, воображение, ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание.

– Сейчас, когда дети практически с рождения проводят время с телефоном в руках, не раз приходилось слышать, к примеру, «Зачем учиться умножать, если есть калькулятор?»

– В таком случае на помощь приходят практикоориентированные задания, показывающие преимущества интеллектуального труда перед гаджетами. Достать телефон из кармана дольше, чем посчитать что-то простое в уме. К примеру, нужно измерить комнату, чтобы понять, влезет новый столик или нет. Калькулятор за вас ничего не измерит и не спланирует, лишь покажет цифры. В остальном же нужна логика. Кстати, дети охотно считают, к примеру, сколько булочек можно купить на ту или иную сумму, каким должен быть стартовый капитал для получения определенных дивидендов, какую сумму нужно иметь для организации вечеринки и окупится ли она за счет подаренных друзьями денег.

– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил связать жизнь с педагогикой?

– Да, конечно. Человек этой профессии должен быть ответственным, трудолюбивым, коммуникабельным, всесторонне развитым, а самое главное – любить детей.

– Какие у Вас планы на будущее?

– Хочу, чтобы нынешнее поколение моих учеников ни в чем не уступало предыдущему. Чтобы среди сегодняшних пятиклашек оказались такие же перспективные, прилежные, целеустремленные ребята, которые сумеют заявить о себе на областном и республиканском уровнях. А главное – чтобы выросли порядочными людьми и нашли свое место в жизни.

Жанна ЕЛИЗАРОВА

Фото: Ирина ОМЕЛЬЯНЧУК

Поделиться в соцсетях: