– Никогда так хорошо не жила, как сейчас, – говорит Ксения Шварко, поправляя край вышитой наволочки на одной из подушек, которые аккуратно сложены на кровати . – Все у меня есть, дети обо мне заботятся, продуктами обеспечивают, в доме тепло – газ природный подведен, пенсию хорошую получаю, соседи замечательные. Может, и не спешит забирать меня Бог к себе, потому что видит: на этом свете хочу еще пожить.
23 января Ксения Тимофеевна отметила свое 90-летие. Свой секрет долголетия объясняет просто: любит жизнь и живет с Богом в душе, всегда на всё смотрит с оптимизмом и позитивом, а еще – тянется постоянно к людям – не переносит одиночества.
– Люблю общение, в людях вижу только хорошее. Поделишься с кем-то своей проблемой, скажут они тебе доброе слово – уже на душе легче, – продолжает героиня.Ксения Тимофеевна родилась в деревне Болота, где и прожила все свои 90 лет:
– Нас у родителей было восьмеро, двое умерло в младенческом возрасте. Сейчас в живых осталась только я и младшая сестра Мария. Она в Кобрине живет. Но мы постоянно созваниваемся, в гости друг к другу приезжаем.
О детстве вспоминает, что было оно тяжелым. Приходилось много работать – все жили со своего хозяйства. Не минула семью и страшная участь – пережить войну. В то время, когда отец Ксении Тимофеевны освобождал западные страны от фашизма, в Болотах чинили злодеяния бандеровцы, которые и после войны еще долго лютовали в окрестностях.
– Мой отец – ветеран Великой Отечественной войны, участвовал во взятии Рейхстага. На всю жизнь запомнила фразу из его воспоминаний: «Кровь рекой в Берлине лилась. На земле – изуродованные от мин и снарядов трупы – шага нельзя было ступить. Немцы не сдались тогда без боя. Сколько моих товарищей полегло в последние дни войны». Слава Богу, отец выжил. Пришел домой с наградами и Победой, – рассказывает собеседница.
Замуж Ксения Тимофеевна вышла в 22 года.
– Муж мой Николай тоже из Болот. Очень хороший, любили мы друг друга, мастер на все руки был. Рано он ушел из жизни. Больше сорока лет прошло, – вспоминает собеседница.
Возвращаясь в годы, когда поднимала с мужем детей – сына Сергея, дочерей Елену и Надежду, она замечает: «Сама я неграмотная, читать, писать не умею. Позже научилась вместо крестика подпись ставить в ведомостях за выплату зарплаты. Не было в те времена у меня возможности выучиться, поэтому очень хотела, чтобы дети были образованными. Помню, как пошел Сережа в первый класс, задали ему буквы писать, а я и хотела бы ему чем-то помочь, да не могу. Пришла в школу – расплакалась, а учительница говорит: «Не расстраивайтесь, мы сами его всему научим».
Научили. Дети у нашей героини выросли достойными людьми:
– Всех я их провела на заслуженный отдых. Сергей работал в ОАО «Кобринагромаш», Елена – в ОАО «Покровский» – была заместителем директора хозяйства, возглавляла также профсоюзный комитет, депутат Верховного Совета СССР 11 созыва – принимала участие в сессиях в Москве. Надежда уходила на пенсию с отдела по образованию Кобринского райисполкома, сейчас продолжает работать в Кобринском РЦДТ, – делится Ксения Тимофеевна.
– Все лучшее у нас – от родителей. Мама – очень трудолюбивый человек, – вступает в разговор дочь Елена. – Она стесняется сама сказать, что является ветераном труда и 4 раза была признана победителем социалистических соревнований. Работала в полеводстве, потом дояркой. Постоянно была в лидерах. Трудилась на совесть, за собой других вела. Домой придет – снова вся в заботах. По вечерам вышивала, ткала. Неграмотная, а без списка накидывала нити, когда ткала, еще и другим помогала. Шила очень хорошо – не одна болотянка в ее юбке ходила.
Не то время, когда вручную серпами по несколько гектаров жита с другими колхозницами жала, не когда за трудодни в колхозе под проливным дождем свеклу убирала, называет Ксения Тимофеевна самым тяжелым, а когда умер муж:
– Дети к тому моменту создали свои семьи и покинули отчий дом, я осталась одна...
Когда нет рядом детей, не дают грустить Ксении Тимофеевне соседи. Если не она, то они к ней постоянно приходят на вечерки. Читают вслух моей героине свежие новости –она выписывает много газет и знает, что происходит в мире, стране, районе.
– У нас с мамой такой договор: когда она просыпается – раздвигает занавески на окошке. Для соседей это знак, что у нее все хорошо, – говорит дочь.
– В деревне очень уважают и любят Ксению Тимофеевну. Очень добрая. Когда свое хозяйство перестала держать, другим помогала, – заглянувший узнать, как дела и не нужна ли бабушке какая помощь, староста деревни Сергей Кононюк рад, что ему выпала возможность сказать на весь район хорошие слова о своей землячке. – Раньше первая инициативу проявляла во всех начинаниях на благо деревни, принимала участие в организации праздников деревни и сейчас по мере возможности помогает, жертвует деньги на благоустройство. Всем сердцем радеет за родную землю.
Помогла Ксения Тимофеевна своим детям и 7 внуков воспитать, которые постоянно проводили летом время у бабушки. В свою очередь они подарили ей 14 правнуков, старшему Ивану – 22, а младшей Вареньке в феврале год исполнится.
– Может, Бог даст – праправнуков еще дождусь. Ради этого уже стоит жить, – говорит Ксения Тимофеевна и уверенно заявляет: – Жизнь очень коротка, чтобы унывать!
Елена БАКУН Ксения Шварко с вышитыми работамиФото: Елена Бакун
Поделиться в соцсетях: