Сотруднику редакции «Кобринский вестник» представилась уникальная возможность стать участником патриотической экспедиции «Партизанские тропы».
20 мая, "Кобринский вестник"/ Старт был дан в агрогородке Миловиды Барановичского района 1 мая, и здесь же через 2 дня ждали участников обратно. Экспедиция прошла по бездорожью и труднопроходимым местам по территории 4 районов Брестской области: Барановичскому, Ивацевичскому, Ганцевичскому и Ляховичскому.
За 3 дня экспедиции было пройдено 215 км и из них более 20 км пешком по болотам, где техника проехать не могла. Участники успели посетить ряд отдаленных памятных мест и захоронений, места стоянки и боевых действий партизанского отряда им. Щорса.
Организовало экспедицию сообщество по интересам «Кабаньи тропы». Традиционно они в зимний период испытывают свои силы и проходимость техники.
Но в этом году впервые решили проложить летний маршрут. Подготовка, по словам организаторов, составила более 2 месяцев.
За это время пешком были пройдены десятки километров по болотам и лесам, чтобы найти оптимальные маршруты, составлены карты для перемещения техники, расчищены подходы к местам боевой славы, изучены факты населения о нахождении памятных мест и мест стоянки партизанских отрядов.
За первый день проехали более 100 км от начальной точки до озера Бобровичское. В начале пути посетили памятники в агрогородке Миловиды, деревне Ямичное, места уничтожения в годы Великой Отечественной войны мирных жителей в деревнях Тулашин и Вулька-Обровская, могилу неизвестного солдата в лесу недалеко от деревни Юголин.
Уже ближе к вечеру участники добралась к озеру Бобровичское, оно вместе с озером Выгонощанское входят в заказник «Выногощанское». На этом испытания не закончились, ведь ночью обещали заморозки, а ночевать предстояло в палатках.
Кто не смог согреться в палатках, пришли к костру, где продолжалось обсуждение маршрута. Редко когда мне предоставляется возможность встретить закат и рассвет на берегу живописного озера. Именно в такие моменты осознаешь, что чаще необходимо ездить в такие экспедиции.
После завтрака самые смелые и отважные члены экспедиции отправились в поход по берегу озеру к месту, где установлены 2 стелы в память о сожженных деревнях Вяды и Тупичицы.
Их уничтожили немецко-фашистские оккупанты в рамках операции «Болотная лихорадка», погибло 360 жителей. Деревни не возродились, но увековечены в мемориальном комплексе «Хатынь».
Переход был, мягко сказать не простым, ведь пришлось идти по лесу, болоту, зарослям тростника около 5 км, а ведь предстояло преодолеть и обратный путь. Вместе со всеми в поход отправился и Бартош Слабицкий, он совсем недавно переехал жить из Польши в Беларусь:
Когда друзья предложили участвовать в такой экспедиции, то я сразу понял, что это отличная идея. Так как это связано не только с природой и путешествиями, но и возможностью почтить память тех, кто погиб в Великую Отечественную войну, - поделился Бартош.
Обратный путь в лагерь был намного быстрее, но от этого проще не стал. Ведь по пути встречались заболоченные места, где мы проваливались по колено, поваленные бобрами деревья, канавы и ямы, заросшие тростником.
Далее экспедиция выдвинулась в деревню Бобровичи, где во время войны погибло 676 мирных жителей, посетила деревню Красница, где погибло 90 мирных жителей, в лесах было найдено и воинское захоронение первой мировой войны, в агрогородке Радзяловичи посетили памятник погибшим землякам.
Кульминационным событием стало посещение лагеря партизанского отряда им. Щорса. Впечатлили не только размеры самого лагеря, но и какую работу провели организаторы.
Они не ограничились расчисткой дороги от завалов, но и построили мост-настил из бревен для прохождения техники.
Плотно позавтракав гречкой с тушенкой, члены экспедиции собрали вещи и выдвинулись на новую локацию – Огинский канал. Это важная водная артерия, которая соединяет бассейн Черного и Балтийского моря, а во время Великой Отечественной войны использовался для обеспечения немецких войск.
Именно поэтому в 1942 году в результате боя между советскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена. После ВОВ система канала не восстанавливалась, а в 60-е годы ХХ века были взорваны почти все шлюзы, кроме 10-ого, поэтому он утратил хозяйственное значение и превратился в памятник истории и уникальный объект туристического интереса.
Уже начало пути к месту событий отсеяло часть экспедиции, не все смогли преодолеть водную преграду по веткам деревьев.
Встречали экспедицию с караваем и народными песнями. На загорелых лицах участников были улыбки и пыль дорог. Все делились эмоциями и пообещали непременно участвовать и дальше в таких рода интересных путешествиях.
Текст и фото Павел ДМИТРИЕВ
Поделиться в соцсетях: