Путешествуя железнодорожным транспортом из окна вагона можно часто увидеть, особенно в крупных населенных пунктах, железнодорожные пути, которые отходят от главного пути и упираются в ворота, либо скрываются вдали, в ближайшей лесополосе. Чаще всего это так называемые подъездные пути, либо по-другому - пути необщего пользования. Железнодорожные подъездные пути связывают общую сеть железных дорог непосредственно с местами производства, хранения и потребления грузов. На этих путях принимаются к перевозке железной дорогой, а также выдаются грузополучателям большинство промышленных товаров, материалов и оборудования, перевозимых Белорусской железной дорогой.
В зоне ответственности Брестского отделения Белорусской железной дороги находятся 144 железнодорожных пути необщего пользования, Барановичского отделения Белорусской железной дороги - 178 железнодорожных путей необщего пользования. Конструкция и состояние таких железнодорожных путей должны соответствовать нормам и правилам и обеспечивать безопасный пропуск локомотивов, иного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для их обслуживания.
В Брестской области в 2024 году произошло три случая не обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава на подъездных путях предприятий, в результате которых произошли сходы подвижного состава с рельс:
Затраты, связанные с ликвидацией последствий событий, а это подъем подвижного состава на рельсы с использованием специальной техники и привлечением работников железной дороги, восстановление рельсо-шпальной решетки, ремонт и простой подвижного состава, возместили владельцы железнодорожных путей. Такие непредвиденные расходы для предприятий могут достигать десятков тысяч рублей. И очень часто только после произошедших событий к руководителям предприятий приходит понимание того, что необходимо содержать железнодорожные пути в исправном состоянии, своевременно устранять неисправности пути и стрелочных переводов.
Состояние железнодорожных путей необщего пользования находится на постоянном контроле филиала Транспортной инспекции по Брестской области. Так в 2024 году проведено 20 мониторингов состояния безопасности транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в 40 предприятиях и организациях, по результатам которых выявлено 276 нарушений в содержании путей необщего пользования. Всем субъектам хозяйствования направлены рекомендации по устранению нарушений.
Также проводятся выборочные проверки соблюдения законодательства о транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожного транспорта. За прошедший период 2024 года в организациях – владельцах подъездных путей проведены 12 выборочных проверок. Выявлено в результате проверок 463 нарушения требований законодательства в содержании путей необщего пользования.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения выборочных проверок и мониторингов являются:
Всем предприятиям направлены требования (предписания) об устранении нарушений. Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требования (предписания), либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Филиал Транспортной инспекции по Брестской области напоминает предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим на своем балансе железнодорожные пути, о необходимости содержания их в технически исправном состоянии, об обеспечении безопасности движения железнодорожного транспорта.
Андрей МАЦУКА, начальник регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Бресте филиала Транспортной инспекции по Брестской области
Поделиться в соцсетях: