Неделя 6-я по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Конечно же, легче сказать человеку: “Стань здоровым, возьми одр твой и иди”. Во всяком случае, нам бы так хотелось. Нам бы хотелось, чтобы счастье, удача, здоровье – всё то, к чему только и стремятся наша душа и наше тело, досталось нам легко и просто, как когда-то досталась нам сама жизнь наша. Даром – и безо всяких усилий с нашей стороны. Кто и когда пожелает самому себе и своим близким и любимым скорби, испытания, болезни? Кто и когда скажет Господу: “Испытай меня, дай мне Крест”? Самая мысль о такой просьбе мало того, что ужасает, она по существу своему греховна, потому что несмиренна и горделива. Да и Сам Господь в молитве, которой Он научил Своих учеников, прямо говорит нам: “Молитесь же так: …не введи нас во искушение…” Не введи во искушение… Значит, не дай испытания не по силам или, ещё точнее, не испытывай, потому что я испытания по моей слабости не выдержу!

Но это смиренное исповедание собственной слабости не исключает, конечно, и другого. Оно не исключает убеждённости христиан в том, что всем им надлежит прилагать немалые усилия для того, чтобы превратиться из расслабленных, рыхлых и немощных в мужественных, твёрдых волей, дерзновенных сынов Царства Божия. Для того, чтобы нам стать такими, Бог даёт нам усовершенствовать, закалить свою душу в испытаниях и скорбях.

Зачем человеку болезнь и страдание? Бог ни болезни, ни страдания не творил. Но Он и болезнь, и любую скорбь, и всякое страдание, возникающее в нашей жизни вовсе не потому, что Бог их послал, а потому, что болезнь, скорбь и страдание – неизбежные спутники нашего падения, нашего греха, так вот даже их милосердный Бог обращает нам на духовную пользу. Таким образом, даже зло в том мире, который Бог любит, Его милосердием и состраданием служит в конечном итоге добру – спасению души падшего человека. Об этом пишет апостол Павел: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5.20).

Потому и болезни, и скорби, и даже падения наши, коль скоро они послужат умножению покаянной скорби в наших душах, могут, при благодатной помощи Божией, стать началом, отправной точкой нашего пути в Царство Божие.

Вот почему Господь, вместо того чтобы сказать расслабленному: «Встань, возьми одр твой и иди в дом твой», говорит ему неожиданное: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Человек просит об исцелении, а Спаситель отвечает на его просьбу напоминанием о грехах.

Именно так всё и происходит в нашей жизни. Мы, если быть честными, на самом-то деле мечтаем о вечной молодости и о вечном здоровье отнюдь не на Небе, а на этой вот грешной земле. Нам на самом-то деле подавай счастье и покой здесь и сейчас. А наш Спаситель влечёт нас в какие-то заоблачные выси. Нам хочется дома посидеть, в своём тихом пыльном углу, а нам говорят: “Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь!” Нам всё кажется, что наша падшесть, наша греховность в том и проявляются, что мы врём и завидуем непрерывно, а на самом деле глубинный и горестный наш разрыв с Богом заключается в том, что мы алчем и жаждем земного, а Господь уготовал нам Небо.

“Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления” (1Кор.15.50), – говорит нам апостол Павел. И означает это только одно: всё бы изменилось в нашей жизни, если бы мы хоть малую долю тех усилий, которые полагаем на оздоровление и украшение тела, направили бы на покаяние, на оживление своей погибающей души.

Расслабленный молил Христа об исцелении, а получил прощение грехов. Давайте же и мы, наученные сегодняшним Евангелием, постараемся обращать свое внимание на то, о чём мы просим Господа. Давайте не будем забывать, что тело всё равно истлеет, тогда как душа пребывает вовеки. Давайте попытаемся научиться молиться о главном и просить вечного. Тогда, быть может, и нам прозвучит Слово Божие: “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои”. Аминь.

Подготовил иерей Виктор САВЧУК.