Журналистское расследование с Дмитрием БЕЛОВЫМ: Время ловить чертей?

Журналистское расследование с Дмитрием БЕЛОВЫМ
Время ловить чертей?

pokemon-go-_cuНаверное, каждый из нас слышал такое устойчивое выражение: «начал ловить чертей». Подразумевает оно, как правило, галлюцинации, вызванные неумеренным пьянством, иначе говоря, белую горячку. Однако сегодня речь пойдёт несколько об иных чертях, хотя не менее эфемерных, и, соответственно, совсем о другой ловле. Предметом сегодняшнего расследования станут… покемоны. Вернее, их «опокемоненные» поклонники, которыми не так давно в очередной раз «дополнилась» наша многострадальная реальность.
К слову, сам термин «дополненной реальности» вошёл в нашу жизнь сравнительно недавно. Породили его высокие технологии, которые сегодня позволяют «накладывать» искусственно созданные объекты на фон реальной действительности. Применение новинка нашла прежде всего в военной сфере, где в современных боевых системах она позволяет вывести буквально «под глаз» солдата не только виртуальный прицел личного оружия, но и карту местности, оперативную информацию о поле боя, количество и дислокацию союзников, расположение противника и многое другое. Дополненная реальность используется в том числе в таких сферах, как дизайн, медицина, полиграфия, мобильные технологии и, конечно же, компьютерные игры. Благодаря одной из них на площади, в больнице или даже в церкви, глядя на экран смартфона, сегодня можно «обнаружить», «поймать» и «приручить» разнообразных виртуальных монстров, по виду напоминающих то странный гибрид крокодила и носорога, то раскормленную улыбающуюся блоху ярко-жёлтого цвета, то классического хвостато-рогатого чёрта из сказок. Заприметив сие чудо, по сценарию игры, его нужно поймать. Чем больше наловишь и «прокачаешь», тем больше игровых бонусов получишь.
В результате в тех странах, где игра уже официально работает, реальность «дополнилась» не только непосредственно покемонами, но и полчищами разновозрастных игрозависимых «ходунков», которые с видом целеустремлённых зомби ходят по улицам, уткнувшись в экраны смартфонов и планшетов. Построена игра таким образом, что, сидя дома, виртуальных «чертей» не поймаешь: они привязаны к тем или иным геолокациям. Иначе говоря, если какой-либо покемон по задумке разработчиков обитает в районе центральной площади города, то и идти за ним придётся именно туда. Кстати, данный факт поклонники игры превозносят чуть ли не до небес, напирая на то, что покемоны эти, дескать, вытаскивают игроков на улицы и заставляют хотя бы двигаться, вместо того чтобы зарабатывать лишний вес за компьютерными столами. Мол, в процессе «ловли» человек вынужден двигаться, перемещаться, а заодно знакомиться с достопримечательностями и с другими «коллегами». Но так ли это на самом деле?
В храм… за покемонами?
Всё было бы не так грустно, если бы не другая сторона медали. К примеру, неоднократно зафиксированны случаи, когда охотники на покемонов забредали в откровенно опасные ситуации, натыкались на столбы, ломали ноги при падениях, попадали под машины и т. д. Ничего удивительного, впрочем, в этом нет: попробуйте-ка походить по улицам с оживлённым движением, уткнувшись в экран смартфона. Неоднозначный эффект и от личных встреч – зафиксированы случаи, когда местами накопления покемонов успешно пользовались преступники, порой до поножовщины доходили встречи и между самими игроками.
Смешными выглядят и аргументы о том, что игра способствует расширению кругозора, согласно которым в поиске покемонов игрок якобы вынужден ходить по улицам, а значит, рассматривать достопримечательности. Но, позвольте, какой прок от того, что человек прошёл мимо памятника архитектуры, если всё, что он увидел в этот момент, нарисованного «чёртика» на экране своего смартфона? Какую пользу принесёт поход в церковь, если его целью была поимка искусственно созданного персонажа, не имеющего ничего общего ни с благодатью, ни с культурой, ни с реальностью вообще?
А между тем выброшенные в сеть видеоролики, в которых «опокемоненные» на всю голову субъекты с азартной руганью ловят чертей… ах, простите – покемонов – в храмах (!), набирают тысячи просмотров и отзывов, далеко не все из которых – негативные. Покемонов ловят на кладбищах, на железнодорожных путях, вблизи линий электропередач, в больницах…
Громкую известность приобрела история, когда в зале музея Холокоста в США, посвящённом евреям, погибшим в газовых камерах, игроделы с беспрецедентным цинизмом «подселили» покемона Коффинга – персонажа, известного тем, что в бою со своими противниками он генерирует ядовитые газы.
Остановите Землю – я сойду!
Ходить… и платить
Уже сегодня существуют самые разнообразные версии насчёт того, для чего же была запущена игра, в их числе – и шпионские, и мистические, и фантастические. Некоторые связывают идею «покемоновщины» со скрытой разведывательной деятельностью неких третьих сил, напирая на необходимое для полноценной игры любопытное сочетание включённой камеры смартфона, постоянного наличия интернета и привязки игрока через GPS к реальным координатам. В этом есть рациональное зерно: игра способна шпионить за игроками и собирать информацию о пользователях, ведь удалённый доступ к камере смартфона и к местоположению теоретически может позволить кому-нибудь видеть, что происходит там, где «охотник на покемонов» ходит со своим смартфоном. Другие видят в игре откровенную диверсию, целью которой является манипулирование людьми, третьи – попытку ввергнуть человечество в коллективный психоз…
Однако лично мне кажется, что истина, как всегда, намного проще. Ведь для того, чтобы легко и весело ловить покемонов, нужно не только ходить, но и платить. Всего один любопытный факт: по некоторым данным, с момента выхода игры (с начала текущего года) компания-разработчик увеличила капитализацию более чем на 7 миллиардов долларов. Игроки платят за то, чтобы играть. Конечно, за то, чтобы загрузить игру на смартфон, платить не надо. А вот чтобы поймать покемона, его нужно забросать виртуальными «покеболами» – то ли мячами, то ли снарядами, которые нужно покупать уже за реальные деньги в виртуальном магазине. Без учёта акций 100 таких нарисованных шариков в среднем обходятся примерно в доллар. И это – только один пример «плюшек за деньги».
Одним словом, всё как всегда. Только в данном случае традиционный инструментарий виртуальных «наркодилеров» пополнился ещё одной приманкой – привязкой к реальности и необходимостью перемещаться по ней самому.
Кстати, игра требует и довольно мощных смартфонов, что зачастую толкает игроков к замене уже существующего аппарата на новый, ибо старый «не тянет». Придуманы и специальные браслеты, которые вибрируют, когда игрок приближается к месту дислокации покемонов, что позволяет вести охоту, не смотря постоянно на экран смартфона. Это позволяет игроку уменьшить опасность, связанную с отвлечением внимания, но, разумеется, опять-таки не бесплатно. Однако, не будем углубляться в технологии – речь всё же несколько не о том.
Реальность, дополненная… чем?
В самом деле, само понятие «дополненной реальности» по отношению к оснащённым ей компьютерным играм, «крутизну» и исключительность которых нам сегодня настойчиво вбивают в голову маркетологи, блоггеры, комментаторы видеохостингов и прочие восторженные «эксперты» всех мастей, после здравого размышления приобретает не совсем приятный запашок. Одно дело, когда новая технология помогает врачу сориентироваться с расположением злокачественной опухоли в теле пациента или солдату выжить на поле боя, и совсем другое, когда она сама, подобно опухоли, плодит новых «пациентов» с тяжёлой формой игровой зависимости.
Ибо, господа хорошие, дополнить реальность можно лишь чем-то реальным и, в идеале, полезным. К примеру, созидательным трудом и плодами этого труда, знаниями, которые находят практическое применение, научными открытиями, которые облегчают нам жизнь. Добрыми делами, которые оставляют свой след в этой самой реальности и порождают новое добро. Любовью и теплом, которыми мы делимся с теми, кто рядом с нами. Деревом, которое мы вместе с мамой посадили в детстве. Бутербродом, отданным бездомной собаке.
А вот рисованными разноцветными чертями реальность дополнить нельзя. Не относятся они к этой реальности. Да и, сказать по совести, не нуждается наша реальность в таком «дополнении». Просто потому, что в жизни слишком много сфер и моментов, которые требуют нашего пристального внимания уже сегодня, чтобы завтра не было мучительно больно. И потому что слишком мало у нас времени в наш стремительный век, чтобы бездарно просаживать его на ловлю вымышленных разноцветных сущностей. Каким бы соусом из «хитов», «трендов» или «брендов» их ни сдабривали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *