В последнее время все чаще приходится работать с подростками, с девочками-подростками.
Если отвечать на вопрос буквально - то процентам 80% подростков психолог нужен. И основная причина в том, что говорить родителям с детьми просто некогда или они просто не умеют говорить серьезно на многие важные для детей темы. А им часто хочется обсуждать простые вещи важные для понимания себя, прежде всего. Построения собственной Я-концепции.
Родители часто на многие пугающие, но важные для детей темы, будь то вопрос отношений полов, реагируют уклончиво, шутят или чрезмерно пугают ответственностью. Вот и выходит, что часто человек, с которым можно просто поговорить - это психолог. Это при том, что ребёнок развивается в целом хорошо и особых проблем не имеет. Просто поговорить, правильно расставить акценты, обсуждая события дня - тоже сегодня является психопрофилактической работой психолога. Чтобы «не запустить, а предотвратить».
Но чаще детей на приём, приводят уже все же с конкретными жалобами. Жаль, что не раньше).
Основные жалобы родителей - нежелание ходить в школу, низкая мотивация, отсутствие друзей и желания общаться, замкнутость, аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде нанесения себе царапин на руки, лицо. Отсутствие возможности самим установить контакт с ребёнком в силу его недоступности. Или контакт хороший, учится хорошо, а друзей нет.
Или родителям становится известно о случаях психологического насилия над ребёнком или начинает настораживать сильное снижение веса...
Здорово, если родители помнят себя в этом возрасте и ещё более замечательно, если их подростковый возраст прошёл более или менее в границах нормы. Если можно вообще говорить о норме, рассуждая о данном периоде. Тогда у родителей есть «здоровые» ориентиры и они более склонны во время начинать «бить тревогу».
Любому родителю важно понимать, что допустимо, а что нет на любом этапе возрастного развития ребёнка. Поэтому привожу краткий перечень, что для подросткового возраста нормально, а что нет.
Нормальнее развитие подростка:
- Желание отделения от родителей и даже планы на будущее, как это сделать.
- Перепады настроения. Гормональная буря.
- Неадекватная самооценка заниженная или завышенная (что реже).
- Поиски смысла жизни, осмысление себя в мире. Рассуждения о религии и Боге.
- Повышенный интерес к отношениям. Тяга к кучкованию к себе подобными и интерес к противоположному полу. Учатся быть вместе на примере других и собственном.
- Закономерное снижение успеваемости. Поскольку нормальным образом интересы со сферы учебы смещаются на отношения. Это возрастная норма!
- Бунтарство и непослушание. Это снова возвращаемся к первому пункту. Отделиться от родителей психологически иначе не возможно. Важно пробовать самому принимать некоторые решения, и встречаться с их последствиями. Так мы все взрослеем.
Итак, это все должно быть в подростковом возрасте.
Что должно насторожить или чего быть не должно? - Послушность. Меня это настораживает. Не соответствует норме. Но если во всех остальных аспектах все хорошо, а родители планируют жить со своим чадом всю жизнь, принимать все важные решения за него и даже жить за него его жизнь, то норм. Пусть будет так. Если вопрос все же стоит о том, чтобы взращивать самостоятельность и независимость ребёнка, поскольку родителей может не стать в любой момент, то путь поддержания послушания - не тот.
- Причинения вреда себе. Сюда относится всё, от ограничений себя в пище - до нанесения себе повреждений. Любой вред себе – аутоагрессия, которая, в конечном итоге, может привести к суицидальными попыткам. Этого нельзя допустить. Поэтому важно быть внимательным к телу ребёнка. Он может прятать прорезы под длинными рукавами.
- Резкая смена имиджа и стиля. Поиск странных друзей, тусовок. Разделение странных убеждений.
- Вызывающее, переходящее любые границы поведение. Шокирующее, эпатажное, сковывающее за собой явные признаки неблагополучия и желание привлечь к этому неблагополучию внимание. Иначе «докричаться» ребёнок уже не может.
- Отсутствие друзей. Разговоры о предательстве, о том, что все плохи и «Хочу собаку». Часто собака, часто крупной породы, ассоциируется у детей с надежностью, верностью, защитой. Задумайтесь, что произошло с вашими отношениями, что ребёнок не может вам доверять? Не может опираться на вас? В чем вы предали его?
- Депрессивное поведение. Подросток находится на границе между детством и взрослостью. Поэтому картина депрессии во взрослом понимании может быть несколько иной. Часто, говоря о депрессии, мы сравниваем с собой, думая, что депрессия - это когда всегда плохо и сниженное настроение наблюдается в любое время суток. У детей и подростков часто не так. В детских и подростковых депрессиях снижение настроение не всегда выходит на передний план. Часто родители замечают, что ребенок «разбит» с утра, ему трудно вставать и нет настроения идти в школу, а часам к 5 вечера он оживает и затем с трудом засыпает. Причина в том, что к вечеру нарастает тревога. С ней ребёнку нужно справляться и он становится более активным. А к ночи могут добавляться страхи.
Если, вы обнаружили любое сходство из описания выше с вашим ребёнком, обратитесь за консультацией к психологу. Если на то будет необходимость, психолог порекомендует детского психиатра, который проведя компетентное обследование, назначит лечение. На фоне лечения - обязательна работа с психологом. Обязательна! Иначе облегчение будет временным. И любое стрессовое событие может снова повлечь за собой развитие депрессивного эпизода.
Ирина ЗЛОТНИК, психолог ЦДП и М «Ориентир»