В истекшем 2019 году прокуратурой Кобринского района осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, координацию деятельности государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией, и иных государственных органов и организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, в противодействии коррупции, пресечении коррупционных проявлений и выявлении фактов нарушения антикоррупционного законодательства.
Статистические сведения за 12 месяцев 2019 год в сравнении с аналогичным периодом 2018 года свидетельствуют о повышении эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией.
В 2019 году было выявлено 28 (13 – в 2018 г.) преступлений коррупционной направленности, из них 21 (12) – по ст.210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), 4 (0) – ст.430 УК (получение взятки) и 3 (0) – ст.425 УК (бездействие должностного лица). Указанные преступления были совершены 13 должностными лицами.
В результате совершения коррупционных преступлений субъектам хозяйствования и государству в 2019 году был причинен ущерб в размере 18,9 (227,2) тыс. руб., который возмещен в полном объеме (14,5 тыс. руб.).
Судом за совершение коррупционных преступлений осуждено 6 лиц, из них 2 лица – к лишению свободы с отсрочкой исполнения наказания, 2 лицам назначено наказание в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ, по 1 лицу осуждено к наказаниям в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме этого, по приговорам суда ко всем осужденным лицам применено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и к 4 – штраф.
Например, 02.04.2019 судом Кобринского района бывший директор ГУПП «Кобринское ПМС» К. осужден по ч.1 ст.210 и ч.2 ст.424 к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 300 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на два года. Наказание в виде лишения свободы отсрочено на 2 года.
К. был признан виновным в том, что работая директором ГУПП «Кобринское ПМС», являясь должностным лицом, в один из дней в период с 25.10.2016 по 10.11.2016 года, находясь в служебном кабинете, дал указание подчинённым ему работникам о составлении заведомо подложных путевых листов, ведомостей о заправке и списании дизельного топлива при выполнении культуртехнических работ на объекте «Реконструкция мелиоративной системы «Шевня» в ОАО «Агро-Кобринское», заведомо зная, что указанные работы фактически не выполнялись, и трактора для выполнения указанных в путевых листах работ не использовались.
В результате его действий предприятием необоснованно было получено из средств областного бюджета более 17 тыс. руб., выделенных для реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.
Кроме этого, были умышленно сформированы излишки дизельного топлива в количестве более 4 т, которыми он завладел, совершив хищение имущества данного предприятия на сумму более 4,1 тыс. руб. Причиненный ущерб возмещен.
Основной причиной совершения коррупционных преступлений является «человеческий фактор» - стремление лиц с использованием своих служебных полномочий извлечь выгоду для себя и (или) для третьих лиц, в ряде случаев этому способствует ненадлежащий контроль и учет за сохранностью товарно-материальных ценностей, отсутствие должного контроля за работой подчиненных сотрудников.
Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией прокуратурой района в 2019 году проведено 8 (в 2018 г. - 6) проверок исполнения антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесено 9 (9) представлений, вынесено 9 (2) предписаний, официально предупреждено 10 (10) должностных лиц, к административной, дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 64 (47) лица, возмещен ущерб на сумму 1066 (301) руб.
При проведении указанных проверок выявлено 17 (6) административных правонарушений в сфере государственных закупок (ч.4 ст.11.16 КоАП), 5 (3) – в сфере закупок за счет собственных средств (ст.11.77 КоАП).
Основными нарушениями в сфере закупок являлись:
- нарушение порядка проведения процедур закупок путем не составления и не размещения необходимых документов и сведений;
- неверный вид выбранной процедуры закупки;
- заключение договоров на закупку без проведения конкурентных процедур закупок;
- в документации по закупкам устанавливались требования, ограничивающие добросовестную конкуренцию;
- заключение договоров на закупку до истечения срока на обжалование;
- допуск к участию в процедурах закупок субъектов, не имеющих право участвовать в процедурах закупок либо не соответствующих квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;
- ненадлежащее планирование процедур закупок, что влекло за собой их отмену и, как следствие, необоснованные дополнительные финансовые затраты на проведение повторных процедур.
Обращаю внимание, что в соответствии с абз.12 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нарушения порядка проведения процедур закупок за счет бюджетных, собственных средств, а также в строительстве является правонарушением, создающим условия для коррупции, за совершение которого виновные должностные лица в обязательном порядке подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности.
Выявлены и иные правонарушения коррупционной направленности.
Так, с целью сокрытия падежа главный зоотехник ОАО «Любань» С. дал незаконные указания заведующему фермой Св. о внесении недостоверных сведений в отчеты о движении скота и птицы на ферме за май и июнь 2019 г., в которых не было указано о непроизводительном выбытии двух голов КРС, что позволило скрывать от учета названный падеж.
Св., вопреки требований своей должностной инструкции, не приняла должных мер по достоверному ведению производственного и зоотехнического учета на ферме, поддавших уговорам С., внесла недостоверные сведения в отчеты о движении скота на ферме.
Умышленно внеся недостоверные сведения в отчеты о движении скота на ферме и предоставив их в бухгалтерию предприятия, Св. совершила предусмотренное абз.7 ч.1 ст.25 Закона о борьбе с коррупцией правонарушение, создающее условия для коррупции, за что была привлечена к дисциплинарной ответственности.
Дочь руководителя одного из государственных учреждений образования Д., работая по совместительству инспектором по кадрам и лаборантом кабинета информатики, в январе – ноябре 2017 г. и январе – декабре 2018 г.г. периодически с ведома и разрешения директора отсутствовала в рабочее время на рабочем месте без уважительных причин, однако за неотработанное время ей необоснованно была начислена и выплачена заработная плата в размере более 900 руб.
Своими действиями директор, незаконно освободив Д. от исполнения возложенных на нее должностных обязанностей инспектора по кадрам и лаборанта кабинета информатики, предоставила последней необоснованные льготы и привилегии, чем совершила предусмотренное абз.3 ч.1 ст.25 Закона о борьбе с коррупцией правонарушение, создающее условия для коррупции, за что была привлечена к дисциплинарной и материальной ответственности.
Проводимые прокуратурой района проверки и мониторинги показывают, что нарушения законодательства о борьбе с коррупцией имеют распространенный характер по причине формализма в работе по профилактике коррупционных проявлений со стороны руководителей организаций и ответственных должностных лиц.
Роман Сидоренко, заместитель прокурора Кобринского района.
Поделиться в соцсетях: