Несмотря на то, что предупреждения об опасности кибермошенничества сегодня звучат, что называется, из каждого утюга, каждую неделю, в том числе и в нашем районе, фиксируются новые инциденты. Жертвы теряют деньги, личные данные и веру в справедливость. Каковы масштабы проблемы, почему так происходит и что толкает нас на ошибки. Разбираемся вместе с экспертами.
31 октября, "Кобринский вестник"/ Однако потеря денег и нервов – не единственное последствие излишнего доверия к сетевым преступникам. Бывает и так, что вчерашние жертвы поневоле помогают преступникам развивать и масштабировать свою деятельность.
Владимир Николаев, заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Брестского облисполкома:
– Зачастую потерпевшие, в том числе из числа пожилых граждан, впоследствии сами становятся курьерами мошенников, которые обещают сберечь их денежные средства и предлагают якобы помочь таким же обманутым гражданам. Для этого нужно будет съездить по определенному адресу на заранее вызванном такси, забрать там деньги и передать их определенному человеку, который назовет кодовое слово. То, что курьеры будут в штатском, объясняется тем, что за жертвами может вестись слежка.
Гражданину предлагается стать постоянным курьером, оставляя часть передаваемых денег себе для возмещения понесенных потерь. Преступники используют многоходовые схемы, задействуя несколько курьеров, которые передают деньги по цепочке, в том числе из разных городов, обмениваясь информацией в мессенджерах. Если же курьеров у мошенников нет, с потерпевшим работают с целью убедить его перевести деньги на якобы безопасный счет под предлогом, что в отношении него совершаются мошеннические действия.
В некоторых случаях гражданину предлагается перевести потерянные деньги на его счет, для чего требуются реквизиты. Создавая профили в мессенджерах, мошенники ставят вместо фото логотипы органов внутренних дел, следственного комитета, ЖКХ, чтобы заставить человека скорее поддаться на свои уловки.

Почему же, несмотря на огромную профилактическую работу, которую ведут правоохранители, мы продолжаем верить кибермошенникам?
Юлия Гейст, психолог Кобринского территориального центра социального обслуживания населения:
– Одна из главных причин того, что кибермошенники добиваются своей цели – наше доверие. Мы верим банкам, государственным учреждениям, компаниям и даже незнакомцам в Интернете. Это используют преступники. Они применяют психологические приемы, чтобы завоевать наше расположение. Выдают себя за сотрудников банков, милиции или других организаций. Обещают золотые горы, льстят, запугивают – делают все, чтобы заставить нас действовать.
В моменты сильных эмоций, таких как радость, страх, удивление или стресс, человек может менее критически оценивать ситуацию и склонен к принятию необдуманных решений. Мошенники часто используют эмоциональные триггеры, чтобы отвлечь внимание жертвы и манипулировать ею. Чаще всего играют на наших страхах. Могут угрожать разоблачением, потерей денег или другими неприятностями, чтобы заставить нас действовать под давлением.
Еще один ход – создание ощущения срочности. Это может быть связано с угрозами о том, что предложение будет недоступно через короткое время, или с обещаниями быстрого обогащения при минимальных вложениях. Мошенники могут создавать сложные схемы и использовать профессиональный жаргон, чтобы запутать жертву и сделать ее менее способной к критическому анализу ситуации.

Обещание быстрых и легких денег или решения сложных проблем может быть очень привлекательным для людей, особенно в условиях финансовых трудностей или других стрессовых ситуаций, усталости, в которых человек более склонен к импульсивным поступкам. Некоторые могут поддаваться стереотипам или предубеждениям, которые влияют на их восприятие информации и принятие решений.
Например, вера в то, что определенные группы людей менее склонны к мошенничеству, может привести к снижению бдительности в общении с представителями этих групп. Индивидуальные особенности, такие как доверчивость, наивность или склонность к риску, также могут сделать человека более уязвимым для манипуляций. Часть людей не обладают способностью к критике или не применяют ее в конкретных ситуациях.
Это может привести к тому, что они не могут адекватно оценить информацию или предложения мошенников. Важно помнить, что каждый человек уникален, и то, что работает с одним человеком, может не сработать с другим. Поэтому важно развивать навыки критического мышления и бдительности, чтобы минимизировать риски стать жертвой.
Как видим, преступники не дремлют, с каждым днем совершенствуя свои схемы и методы воздействия на людей. В сопредельных странах колл-центры давно стали мощной индустрией, в которой «трудятся» тысячи людей – можно без преувеличения говорить, что выманиванием денег у граждан сегодня занимается целая армия, специально подготовленная и хорошо обученная работе с самыми разными категориями.

Однако необходимо помнить еще одну простую вещь – во всех случаях потерпевшие сами отдают злоумышленникам свои деньги. К сожалению, можно констатировать факт, что именно наше доверие является главным фактором, способствующим росту успешных случаев мошенничества. Мыслить критически, не поддаваться эмоциям, не гнаться за легкой наживой – значит не оставить преступникам шанса. Помните – бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
СПРАВОЧНО
С начала года Кобринским РОВД зарегистрировано более 530 обращений граждан, связанных с противоправной деятельностью в сфере информационно-коммуникационных технологий. Приблизительно 2/3 обращений связаны с тем, что людям от лица компаний сотовой связи (МТС, А1) или электросетей, службы замены домофонов, Интернет-провайдера звонят мошенники и просят передать код из смс-сообщения, который поступает на мобильный телефон.
Оставшуюся часть делят обращения, по результатам рассмотрения которых возбуждаются уголовные дела. Чаще всего это ст. 209 УК Республики Беларусь (мошенничество) и ст. 212 УК (хищение денежных средств путем модификации компьютерной информации), также имеют место вымогательства (ст. 208УК) и другие.
С 1 января 2025 года возбуждено более 120-ти уголовных дел, связанных с противоправной деятельностью в сети Интернет. Большинство преступлений связано с приобретением товаров в Интернет-магазинах социальной сети Инстаграм. Часть хищений денежных средств скарт-счетов граждан связана с общением с мошенниками, которые представляются сотрудниками Национального банка, Комитета государственной безопасности, Департамента финансовых расследований.
Как правило, это продолжение одной схемы, когда людям сначала звонят лица компаний сотовой связи (МТС, А1) или же электросетей, службы замены домофонов, Интернет-провайдера, а потом – якобы из ранее указанных государственных органов и сообщают, что из-за того, что человек передал код из смс-сообщения, на его имя открыли счет в банке, через который прошли «черные» деньги и они выведены в недружественную страну или же переведены на спонсирование терроризма.

Человека запугивают обысками и изъятием денежных средств по месту жительства и убеждают зачислить находящиеся дома сбережения на свою банковскую карту для их декларирования, а также отправить фотографии банковской карты, для обеспечения ее безопасности.
Есть и второй вариант развития событий, когда человека убеждают взять кредит в банке, в котором от его имени якобы открыли счет, с целью выявления недобросовестного сотрудника банка. Все это сопровождается звонками в различных мессенджерах с использованием видеосвязи, где перед человеком сидит «сотрудник» в соответствующем форменном обмундировании, что заставляет людей поверить в правдоподобность этой истории.
Также имеются случаи инвестирования денежных средствв сомнительные биржи или программы. Так, отмечен инцидент с инвестированием в криптовалюту – общая сумма ущерба составила 22444 белорусских рублей. Общение происходило в мессенджере Телеграм. Ресурс криптобиржи, где потерпевший якобы инвестировал денежные средства, оказался обычным фишинговым сайтом.
Еще одна кобринчанка после общения с «МТС» и «правоохранительными органами» зачислила на свою карту личные сбережения, установила приложение удаленного доступа на телефон и сообщила данные банковской карты, после чего с нее были списаны 38500 белорусских рублей.
Еще одна потерпевшая поэтой же схеме участвовала в «операции по разоблачению мошенников» и через Инфокиоск перечислила на предоставленные злоумышленником счета 11000 белорусских рублей.
Николай СУРМА
начальник криминальной милиции Кобринского РОВД, подполковник милиции
Дмитрий БЕЛОВ
Фото из открытых источников (иллюстрация)
Поделиться в соцсетях: