Прогноз погоды
Чт, 03 июля 2025

Будьте бдительны и осторожны!

30/10/2023 РОВД

В последнее время участились случаи противоправных действий в сфере информационных технологий, а именно хищений с БПК и счетов физических и юридических лиц, примеры подобных фактов приведены далее.

Злоумышленник после несанкционированного доступа к страницам пользователей в социальных сетях рассылает пользователям, находящимся в разделе «Друзья», сообщения с просьбой об оказании помощи в переводе денежных средств под различными предлогами: «Привет, не мог бы ты одолжить мне денег, отдам через пару дней», «Привет, положи, пожалуйста, 10 рублей на телефон, я отдам», «Привет, можно я переведу на карту свои деньги, а то у меня закончился срок действия карты (или не получается перевести на свою)». Далее входит в доверие к неравнодушным пользователям и, якобы для перевода им денежных средств, просит сообщить реквизиты БПК и коды из смс-сообщений. Пользователь, введенный в заблуждение относительно лица, осуществившего указанную рассылку, и не догадываясь о преступности намерений, сообщает ему указанные сведения, ввиду чего злоумышленник получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает хищение.

На торговых площадках «Куфар», «Барахолка» и других правонарушитель находит объявление, размещенное пользователем о продаже какого-либо имущества, после чего в различных мессенджерах пишет данному пользователю о том, что хотел бы приобрести его имущество, указанное в объявлении, однако по различным причинам не имеет возможности за ним приехать. Он предлагает произвести оплату путем перевода денежных средств на БИК пользователя и, после того, как пользователь соглашается, высылает в его адрес ссылку с фишинговой страницей сайта какого-либо банковского учреждения (страница может быть визуально схожа со страницей интернет-банкинга и отличаться только символом в адресной строке доменного имени сайта). Переходя по указанной ссылке, пользователь не замечает, что находится не на действующей странице интернет-банкинга определенного банка. В открывшемся окне на указанном сайте пользователю, как правило, предлагается ввести свой логин и пароль от интернет-банкинга либо паспортные данные, а также коды из смс-сообщений. Введя указанную информацию пользователю, как правило, сообщается об ошибке либо отсутствии платежа. В это время всю введенную информацию видит злоумышленник и вводит на действительном сайте банка, получая тем самым доступ к денежным средствам пользователя и совершая их хищение. Проведя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, правонарушитель нередко сообщает пользователю, что по техническим причинам не может осуществить операцию, и просит повторить указанные действия с какой-либо другой картой (родственников или знакомых).

На торговых площадках «Куфар», «Барахолка» и других злоумышленник размещает объявление о продаже какого-либо имущества, пользующегося спросом, и выставляет цену, как правило, ниже рыночной. Пользователи, увидевшие указанное объявление, пишут лицу, его разместившему, и в ходе переписки злоумышленник сообщает, что не имеет возможности встретиться для передачи указанного в объявлении имущества и предлагает воспользоваться услугами «Доставка Куфар», «Белпочта (ЕМС)», курьерская служба (СДЭК)» и т.д. При согласии покупателя злоумышленник высылает в адрес пользователя ссылку с фишинговой страницей сайта какого-либо вида доставки, где предлагается ввести реквизиты банковской карты для оплаты товара, услуг курьера, паспортные данные, номер мобильного телефона, а также коды из смс-сообщений. После ввода указанной информации пользователю обычно сообщается об ошибке, либо сайт перестает загружаться (зависает). В это время всю введенную информацию видит злоумышленник и вводит ее на действительном сайте банка, получая доступ к денежным средствам пользователя и совершая их хищение. Проводя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, злоумышленник сообщает пользователю, что по техническим причинам не может осуществить операцию и просит повторить указанные действия с какой-либо другой картой (родственников или знакомых).

На мобильный телефон физического лица поступает входящий звонок от злоумышленника. Как правило, данным способом злоумышленник пользуется сервисом по подмену номера телефона и указывает абонентский номер, принадлежащий какому-либо банку или схожий с ним. Далее он представляется сотрудником банка (может назвать пользователя по имени и отчеству, а также назвать часть номера банковской карты либо информацию о недавно совершенных оплатах). Злоумышленник сообщает о подозрительных операциях по переводу денежных средств, крупных суммах на карт-счета иностранных банков. Когда пользователь сообщает, что никаких операций он не производил, злоумышленник сообщает, что указанные операции необходимо заблокировать, в связи с чем просит пользователя сообщить отдельные реквизиты БПК либо паспортные данные, и сообщает, что в адрес пользователя высылает смс-сообщения с кодами, которые необходимо назвать после звукового сигнала. В это время всю полученную информацию злоумышленник вводит на действительном сайте банка и получает доступ к денежным средствам пользователя и совершает их хищение.

На мобильный телефон физического лица поступает входящий звонок от злоумышленника. Как правило, данным способом злоумышленник пользуется сервисом по подмену номера телефона и указывает абонентский номер, принадлежащий какому-либо банку или схожий с ним. Далее он представляется сотрудником правоохранительных органов (милиционером, следователем) (может назвать пользователя по имени и отчеству, а также назвать часть номера банковской карты либо информацию о недавно совершенных оплатах). Злоумышленник сообщает о том, что на имя потерпевшего от неустановленного сотрудника банка взят кредит, и с целью установления данного сотрудника банка, в настоящее время проводится спецоперация и потерпевшему необходимо принять в ней участие, а именно – взять кредит на свое имя (в одном или нескольких банках). После получения кредита, просит предоставить сведения о карте, либо самостоятельно перечислить денежные средства на указанный им счет, с целью аннулирования кредита. В последующем предлагает направиться в другой банк, либо просто прекращает общение с потерпевшим. В дальнейшем потерпевший узнает, что на его имя оформлен кредит (либо кредиты), а денежные средства похищены неустановленным лицом.

На мобильный телефон физического лица (как правило пожилым родственникам) поступает входящий звонок от злоумышленника. Как правило, данным способом злоумышленник пользуется сервисом по подмену номера телефона и указывает абонентский номер, принадлежащий какому-либо банку или схожий с ним. Далее он представляется сотрудником правоохранительных органов (милиционером, следователем) и сообщает, что родственник потерпевшего попал в ДТП и находится без сознания (либо иногда дают пообщаться по телефону якобы с дочерью, сыном, мужем и т.п., которые в ходе разговора просят помочь) и родственник виноват в данном ДТП и для «решения» вопроса просят передать через курьера конверт с денежными средствами. После чего приезжает курьер и забирает данные денежные средства.

Для того, чтобы обезопасить себя и свои денежные средства от подобных способов хищения, необходимо:

  • Не разглашать логины, номера телефонов, пароли, ПИН-коды, реквизиты расчётных счетов, секретные CVC/CW-коды, данные касательно последних платежей и срока действия пластиковых карт третьим лицам;
  • В ходе использования карты подключить и использовать технологию «3D Secure». На настоящий момент это самая современная технология обеспечения безопасности платежей по карточкам в сети Интернет. Позволяет однозначно идентифицировать подлинность держателя карты, осуществляющего операцию, и максимально снизить риск мошенничества по карте. При использовании этой технологии держатель банковской карты подтверждает каждую операцию по своей карте специальным одноразовым паролем, который он получает в виде SMS-сообщения на свой мобильный телефон;
  • Исключить передачу посторонним лицам полученные в SMS-сообщениях временные пароли для подтверждения операций, а также своих банковских карт, каким бы то ни было способом;
  • Вводить секретные данные только на сайтах, защищённых сертификатами безопасности и механизмами шифрования. Доменные имена этих ресурсов в адресной строке каждого браузера начинаются с https://;
  • Производить регулярный мониторинг выполненных операций, используя раздел с историей платежей;
  • Не отказываться от дополнительного уровня безопасности (системы многоуровневой аутентификации);
  • Подобрать сложный пароль, используя набор цифр, заглавных и строчных букв, который будет понятен лишь владельцу аккаунта. Менять пароль каждые 2-4 недели, если пользуетесь чужими компьютерами для входа в систему интернет-банкинга;
  • Не применять автоматическое запоминание паролей в браузере, если к персональному компьютеру открыт доступ посторонним лицам или для входа на сайт используется компьютер общего доступа;
  • В ходе использования интернет-банкинга устанавливать антивирусную защиту, своевременно обновляя базы данных вирусов и шпионских утилит;
  • Вход в личный кабинет на сайте интернет-банкинга привязать к МАС или IP-адресу. Это действие обеспечит максимальный уровень безопасности;
  • В случае просьб взять кредит, самостоятельно обратиться в банковское учреждение (либо лично, либо по абонентским номерам, указанным на официальном сайте с городского телефона) с целью уточнения имеется ли на его имя кредит. Не поддаваться на уговоры взять на себя какие-либо денежные обязательства;
  • Не участвовать в «спецоперациях по телефону» (в случае проведения спецоперации, сотрудники милиции обращаются лично с предоставлением служебного удостоверения и с обязательным предоставлением соответствующих документов лицу, с которыми он ознакамливается и подписывает). Сотрудники милиции никогда не проводят спецоперацию «по телефону» и не отправляют фотографию своего служебного удостоверения в мессенджерах;
  • Не поддаваться на уговоры неизвестных лиц, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов, на передачу им денежных средств. Сотрудники правоохранительных органов Республики Беларусь никогда «не решают» вопросы о невозбуждении уголовного дела путём передачи им денежных средств или иных услуг. Одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь является борьба с коррупцией, при поступлении аналогичных звонков, либо предложений от сотрудников о даче им взятки, незамедлительно прекращать диалог с данными лицами (независимо от того разговор был по телефону, либо лично) и сообщать в службу «102», либо по горячей анонимной линии в МВД.
  • В случае обнаружения утерянной кем-либо БПК не стоит выкладывать её фотографию в сети Интернет с целью поиска владельца. Информации, имеющейся на изображении БПК, достаточно для совершения операций с использованием этих данных без ведома владельца банковской карты, чем и пользуются злоумышленники.
Приведенные факты является яркой иллюстрацией человеческой доверчивости и беспринципности мошенников. Будьте осторожны!

Корженевич В.Ю.,

заместитель начальника Кобринского РОВД 

Поделиться в соцсетях: