Отчего же всё-таки зависит формирование личности? От её собственного желания реализоваться? От значимых событий, которые происходят вокруг, или ряда случайностей? Почему, раскрывая для себя человека, мы порой угадываем в нём определённую эпоху? Бывший начальник Кобринского управления магистральных газопроводов «Белтрансгаз», Почётный работник газовой промышленности СССР, ветеран труда, заслуженный работник предприятия, человек, который стоял у истоков подачи природного газа в организации и дома кобринчан и не только, Николай Крипиневич считает, что человек сам является творцом своей судьбы, а на хорошие поступки, в определённой ситуации и на подвиги, его мотивирует высокая идея, она же помогает осознать, что личное благополучие напрямую зависит от благосостояния страны.
Детская мечта деревенского паренька из-под Иванова связать свою жизнь с авиацией и управлять железной птицей в бездонном небе разбилась в тот миг, когда медицинская комиссия при Харьковском авиационном институте вынесла ему безжалостный вердикт «не годен», но это никак не выбило его из колеи.
- Подвело зрение, - замечает Николай Лаврентьевич. – Решил не возвращаться на родину и подал документы в Харьковский политехнический институт имени В.И. Ленина.
Чтобы стать студентом престижного вуза (проходные баллы там были очень высокие), Николаю предстояло достойно выдержать экзамены по шести предметам. Из 30 возможных баллов он набрал 29!
После окончания института молодого специалиста направили в Ростовское управление магистральных газопроводов, где он и получает свою первую запись в трудовой книжке – старший оператор, чуть позже - инженер центральной электротехнической лаборатории.
- Начало 60-х - незабываемые времена, - вспоминает Николай Лаврентьевич. – Советский Союз тогда охвачен был газовой лихорадкой. Каждый километр трассы газопровода «Ставрополь-Москва», где работал, я в буквальном смысле слова «прощупал» своими руками.
Однажды, будучи в отпуске в родных местах, Николай заглянул в Кобринское районное управление магистральных газопроводов, которое недавно начало функционировать в городе. Поинтересовался, можно ли на работу устроиться. В хороших кадрах молодое развивающееся предприятие, на тот момент занимавшееся строительством компрессорной станции, очень нуждалось, поэтому начальство походатайствовало о его переводе в Кобрин – и, как говорится, не прогадало.
Так, с 6 сентября 1961 года начинается новый этап профессионального пути Николая Крипиневича, который ярким пламенем голубого огня вписан в историю развития газификации на Брестчине. Жизнь его закружилась словно по спирали: главный инженер, начальник передвижной колонны, снова главный инженер, с 1991 по 2001 год - начальник Кобринского УМГ, с выходом в 2001 году на пенсию остаётся в рабочем строю - по 2010 год руководит представительством ОАО «Газпромгазэкспорт Беларуси» в городе Высокое Каменецкого района.
- В 1960 году газ из Карпат пришёл на территорию Беларуси. Для эксплуатации построенного газопровода создаётся Минское УМГ, в его структуре также начинает действовать управление магистральных газопроводов в Кобрине, в задачи которого входило обслуживание газопровода «Дашава-Минск» в пределах границ Брестской области, - вспоминает Николай Лаврентьевич. - А дальше… Дальше газификация захватила Брестчину, в которой ведущая роль была отведена Кобринскому управлению.
В ноябре 1962 года вводится в эксплуатацию компрессорная станция (КС) - 4 «Кобрин», в 1963-м - газопровод-отвод и газораспределительная станция (ГРС) «Жабинка», в 1964-м – газопровод-отвод и ГРС «Брест» и «Бронная гора». 70-е годы знаковыми стали тем, что газ начал поступать и жителям деревень. В 1972 году вводятся газопроводы-отводы и ГРС «Ивацевичи» и «Корчицы». 1974 год ознаменовался началом строительства магистральных газопроводов «Торжок- Минск-Ивацевичи» и «Ивацевичи-Долина», в 1975 году принята в эксплуатацию вторая нитка газопровода-отвода «Кобрин-Брест», 1976-й - газопровод-отвод и ГРС «Пески», 1977-й – принята в эксплуатацию компрессорная станция «Кобрин-2». Очень ответственным было строительство магистрального газопровода «Кобрин-Брест-Варшава», которое завершилось в 1985 году - в январе 1986 года польская столица получила первые миллионы кубометров природного газа.Это только малая часть из значимых для всей страны событий, вошедших уже в историю, участником которых был Николай Крипиневич. За этими сухими датами и фактами – огромный человеческий труд, направленный на решение стратегических задач: переход на газ снимал многие социальные проблемы, позволял предприятиям снижать себестоимость продукции, внедрять эффективные энергосберегающие технологии, труд, направленный на улучшение благосостояния горожан и жителей деревень; люди, у которых по ту сторону работы - семьи, дети, бытовые проблемы.
-Уходишь вечером домой или на выходные, всегда оставляешь свои координаты, чтобы в случае чего, могли с тобой связаться, переживаешь, чтобы всё прошло без происшествий: газ потребителям должен поступать бесперебойно и в нужном объёме, - продолжает Николай Лаврентьевич.
Аварийных ситуаций, вроде такой, когда по вине местных жителей, которые самовольно жгли весеннюю траву, задымился кран на одном из участков газопровода, и целую ночь при прожекторах пришлось устранять неполадки и менять новый кран, было много. А вот страшных ЧП, к счастью, удалось избежать. Как замечает собеседник, всё благодаря профессионализму, высокой бдительности, предельной концентрации, требовательности каждого сотрудника к себе и своим обязанностям.
- Впрочем, был один неприятный инцидент, - вспоминает Николай Лаврентьевич. – Как говорится, сработал человеческий фактор. Во время включения в работу новой газораспределительной станции оператор вместо того, чтобы открыть новый кран, закрыл старый. В результате давление в городских сетях снизилось. Мы поняли, в чём проблема, оперативно всё исправили, но брестские коллеги успели перестраховаться и отключили на своих линиях подачу газа. Отвечали тогда все – от высшего начальства – до оператора.
За время своей трудовой деятельности Николай Крипиневич оказывал помощь в пуске газа и строительстве компрессорных станций на стройках Урала, Сибири и Дальнего Востока. Выпала ему и возможность проявить свои дипломатические качества. В течение трёх лет, с 1976 по 1979 год, он находился в командировке в Иране, с которым у СССР тогда был заключён договор на поставку газа на Кавказ. Советские специалисты контролировали соблюдение соглашений иранскими партнёрами, в нужных объёмах и вовремя ли поступает газ, регулировали и ряд других вопросов. Спорные моменты возникали, но всё решалось в рабочем порядке.
Николай Лаврентьевич вместе с семьёй, которая некоторое время гостила у него, были невольными свидетелями революционных волнений, которые происходили в 1979 году в Иране:
-Тяжело человеку постороннему за такими картинами наблюдать, а что уже говорить тем, кто был сопричастен к событиям. Всегда считал и считаю, что все вопросы нужно решать мирным путём, власти должны прислушиваться к народу, а людям нужно быть терпимее.
В диалоге затрагиваем и другую сторону жизни.
- Сложно оставаться примерным семьянином, когда практически с утра и до утра пропадаешь на работе, - замечает Николай Лаврентьевич. Спасибо жене Марии, которая всегда меня понимала, поддерживала, кстати, в прошлом году мы отметили с ней изумрудную свадьбу. Большая часть бытовых вопросов и вопросов воспитания дочери Инны и сына Александра всё-таки легли на её плечи. Стараюсь сейчас всё, что не успел дать детям, компенсировать на внуках: Маша – студентка Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, а Максим, надеюсь, пойдёт по моим стопам – учится в Белорусском национальном техническом университете.
Сегодня, в свои 84, Николай Крипиневич активно принимает участие в жизни ветеранской организации Кобринщины. Интересный собеседник, он не утратил природного обаяния, оптимизма, самоиронии, любит порассуждать о своём поколении и поколении NEXT. Он всегда знал, что делать и как делать, всегда верил в свой коллектив, и люди тоже доверяли ему. Он по праву гордится тем, что в сегодняшнем процветании Кобринского УМГ заслуга и вчерашнего дня. Он знает, что свой профессиональный путь длиной в более чем 50 лет прошёл не зря. И пусть путь этот был не из лёгких, другой судьбы себе никогда не желал.
- Спокойного счастья не бывает, нужно быть готовым к испытаниям и уметь чем-то жертвовать во благо общего дела. Мы работали для того, чтобы сделать жизнь кобринчан комфортнее, работали на славу, никогда не стояли перед дилеммой: это мой участок работы – это не мой, за это я отвечаю, за то - не отвечаю, не боялись учиться, когда чувствовали, что не хватает каких-то знаний, не останавливались на полпути, поэтому и смогли оставить после себя надежный прочный фундамент.
Елена БАКУН.
Николай Крипиневич. ФОТО: Елена БАКУН и из личного архива Николая Крипиневича.
Поделиться в соцсетях: