Сб, 14 сентября 2024
Прогноз погоды

Ценить мир, в котором нет войны

04/07/2019

Для Петра Феодосьевича Букача 75-я годовщина освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков – знаковая дата. Через неделю после всенародного праздника он отметит своё 99-летие. Его жизненный путь словно редкая книга, листая страницы которой ветеран оживляет в памяти дела давно минувших дней, известные нам лишь из рассказов и фильмов на военную тематику. Он же, попавший в водоворот той страшной войны, целых четыре года шёл к священной победе, преодолевая боль трагических потерь и нечеловеческих испытаний.

Отдельная глава – 22 июня 1941 года, когда он, хрупкий паренёк из деревни Гайковка, проснулся от страшного грохота. Где-то далеко шла бомбежка. Трудно было понять, что происходит. Одно осознавалось ясно – это война!

– Было воскресенье. С утра мы отправились в сельсовет, но никаких указаний не получили. Нам сказали прийти на следующий день. А назавтра деревню уже заняли немцы, – рассказывает Пётр Феодосьевич о событиях, разделивших его жизнь на «до» и «после». «До» – планы и надежды, мирный труд на земле, размеренная хуторская жизнь. «После» – хрупкая грань между жизнью и смертью и страстное желание свободы.

Следующая глава рисует ещё более мрачные картины. Пётр в эшелоне, который везёт белорусских юношей и девушек в гитлеровское рабство.

– Нас отправили в Брест, – рассказывает Пётр Феодосьевич.– Там сводили в баню, погрузили в пассажирские вагоны и отправили состав на запасной путь. Улучив момент, когда патруль отошёл от вагона, я спрыгнул под поезд и побежал в город. Стараясь избегать людных мест, ночью вернулся домой.

Несколько недель Пётр жил взаперти, выходя из своего убежища лишь ночью. Не раз он видел, как к отцу приходили незнакомые люди, о чём-то тихо беседовали, но отец не посвящал сына в свои дела. Пётр понимал, что это не немцы: отец, убеждённый коммунист, с врагом искать компромисс не стал бы. Однажды, когда эти люди пришли снова, Пётр вышел из укрытия.  Оказалось, к Букачам приходили партизаны из отряда имени Н. Щорса. Петр захотел уйти с ними, но политрук убедил, что свой человек им нужен в Гайковке. Так Пётр стал партизанским связным.

– Мне поручили подобрать надежных людей, которые могли бы передавать сведения из разных населенных пунктов. Я находил таких людей, а они сообщали, сколько немцев в деревнях, какое у них оружие, как живут люди. Иногда удавалось получить сведения о предстоящих операциях. Как-то раз пришлось отбивать у немцев скот, который был отобран у сельчан для отправки в Германию.

Раз в неделю Петр Букач ходил в кинотеатр. Он садился на указанное место, где к нему подсаживался кто-то из партизан, и, пока шёл фильм, бойцы обменивались информацией. Один из сеансов едва не стал роковым. Подошедший к Петру полицай шепнул, что на входе партизанского связного поджидает гестапо, и вывел его из кинотеатра через другие двери.

Не стереть из памяти нелегкие, полные риска и постоянного напряжения партизанские будни, как не забыть и июль 1944 года, тяжелые бои за Кобрин, соединение с частями Красной Армии, гибель верных, испытанных в боях друзей.

– На следующий день после освобождения Кобрина отец отвёз нас с братом в военкомат, и я стал бойцом действующей армии. Воевал на I Белорусском фронте. Участвовал в освобождении Варшавы и взятии Берлина. Командовал пулеметным расчетом, был сапером, – словно читая строки оглавления, чеканит слог собеседник. За каждой строкой – свои эпизоды, которые воспроизводит память, ведя от одного события к другому.

– В Щецине нам поручили разминировать мост через Одер, чтобы по нему могли пройти наши танки. С одной стороны реки стояли немцы, с другой — наши. Работали под таким обстрелом, что голову невозможно было поднять. Но справились. Через час по мосту пошли советские танки. Дальше были Берлин и наша Победа,– вспоминает ветеран, переворачивая последние военные страницы книги жизни. Он достойно прошёл боевой путь. Только грусть по погибшим товарищам и не вернувшимся с немецкой чужбины родным омрачает воспоминания,  заставляя сердце сжиматься от боли. Демобилизовался весной 1946 года, отслужив целый год в комендатуре немецкого Хальберштадта, устроился охранником в кобринскую тюрьму. 14 лет возглавлял пожарную команду в Ляховичах, затем руководил местным ЖКХ.

— Мой трудовой стаж — почти 50 лет. Даже после выхода на пенсию в 1980 году я еще долго работал на разных должностях. Только в 2002-м закончил свою трудовую деятельность и вернулся на родину, в Кобрин, – завершает Пётр Феодосьевич свой рассказ, которым оживил для нас почти вековую историю.

Эта память священна. А благодарность потомков не имеет границ. Главное, о чем неустанно напоминают нам ветераны, – нужно радоваться каждому дню и ценить мир, который они для нас завоевали и в котором нет места войне.

Жанна ЕЛИЗАРОВА.

Фото Романа Мельника: Пётр Букач с учащимися гимназии.

Поделиться в соцсетях:


Кобринский РОЧС приглашает на службу