…Густая пена, холодная запотевшая кружка, насыщенный янтарный цвет. Именно таким сегодня чаще всего позиционируется пиво – дескать, и в жару оно освежает, и настроение поднимает, и вообще, чуть ли не залог хорошего досуга. И как-то уже совсем не хочется после такого обращать внимание на содержание алкоголя или на буковки внизу этикетки – о том, что чрезмерное употребление пива вредит здоровью. «Так мы же не чрезмерно, - тут же скажет любой покупатель «пенного». – Мы же в меру!» Вот только где она, эта мера? Для нашей сегодняшней героини – к слову, миниатюрной хрупкой девушки, эта «мера» в своё время доходила до 4-5 литров за вечер. За её победу над собой и над своим недугом мы назовём её Викторией - ведь в свои неполные 30 лет она нашла в себе силы и мужество признать свою проблему и сказать «нет!» алкоголизму в его пивной форме, которая не без оснований считается одной из самых тяжёлых.
«По чуть-чуть»
- Идём с друзьями гулять - покупаем пиво, - вспоминает Виктория. – Понемножку, по бутылочке. Кончилось? Ерунда, возьмём ещё. Сначала – раз-другой в неделю, потом – через день, а потом дошло до ежедневной «системы». Думается, что все начинают именно так: вначале – по чуть-чуть, потом – чаще, больше, регулярнее. Именно светлое пиво для меня было самым любимым напитком. Мне нравился его вкус, ощущения, которое оно приносило. «Послепивное» состояние стало привычным. Пиво пьётся гораздо легче, чем водка, оно практически не требует никакой закуски, да и компания, собственно, не нужна. Кстати, зачастую пиво становится своеобразным «стартом», после которого падают барьеры и сомнения, и за милую душу «летят» уже любые алкогольные напитки.
Со временем «вечернее пиво» стало ежедневным ритуалом. Сегодня Виктория вспоминает, что в определённое время, если денег в кошельке в какой-то вечер оставалось по принципу «или-или» - или на продукты, или на пиво, она без сомнений выбирала пиво. После обильных вечерних возлияний утром было тяжело вставать на работу, случалось, что приходилось под тем или иным предлогом и вовсе оставаться дома.
«Зачем мне трезвость?»
Разумеется, всё происходящее не могло оставаться незамеченным: многие из тогдашнего окружения Виктории начинали делать ей замечания – мол, не пора ли остановиться?
- А мне вначале всё это было просто безразлично, - вспоминает Виктория. – Казалось… Нет, я была уверена, что все кругом неправы и права только я одна. И виновата не я, а все, кто вокруг. Я не замечала, что делала людям больно – причём зачастую это были близкие люди. Казалось, живу себе, как хочу, получаю удовольствие. Делаю, что хочу, меня всё устраивает – так оставьте меня в покое!
Дальше – больше. После перемены места жительства прибавилось свободы, а с ней – и возможностей выпить. Без глотка пива уже не проходило ни дня. Сегодня Виктория с содроганием вспоминает опыт своего первого алкогольного психоза, когда внезапно в голову откуда-то пришла стойкая уверенность, что её отец был убит. Как бегала по квартире с этой страшной мыслью, которая казалась реальностью, как хотела позвонить и рассказать об этом маме… Кстати, сам по себе вкус пива вскоре отошёл на второй план – литр шёл за литром с одной лишь целью: добиться определённого состояния.
Всё это время её преследовало смутное осознание – наверное, что-то не так. Позже осознание перешло в уверенность. Однако толку от неё, как отмечает сама Виктория, честно говоря, было немного.
- Да, пробовала бросить самостоятельно – «завязать», «переломаться», и этих попыток на какое-то время даже хватало, помнится, самый длинный период «завязки» продлился около трёх месяцев… Однако самое страшное было в том, что я не видела себя в этой моей трезвости. Ну, допустим, не пью. И что мне с этого? Зачем мне не пить? Радости от трезвой жизни не было никакой – ну и зачем тогда нужна такая жизнь?
«Алкоголики, которые не пьют?»
Истинный перелом у Виктории произошёл практически случайно – после более чем 10-летнего перерыва внезапно запил отец. На глаза попалась «районка» с материалом о группе анонимных алкоголиков. Тогда, ещё находясь «под пивком», она и позвонила в группу – но не для себя, а с просьбой помочь отцу… Девушку пригласили на кобринские встречи. И там, словно накопившаяся за долгие годы пивного угара, тяжесть в душе всё-таки прорвалась наружу. Виктория рассказала историю своей жизни… Хотя была ли это жизнь?
- Думала – может, секта какая, - вспоминает с улыбкой Виктория. - А первое впечатление, можно сказать, стало шоком. Простые люди – открытые, искренние, с чистыми, добрыми улыбками. И так же открыто, не таясь, называют себя алкоголиками! Помню, тогда ещё подумалось: ну какие же они алкоголики, если они не пьют? Честно говоря, просто сразило тогда всё это тепло.
А через несколько дней, с помощью постоянных бесед и просто невероятного количества телефонных звонков новым знакомым, Виктория окончательно отказалась от пива. Без кодировок, без лекарств, безо всякого наркологического лечения. Сменила сим-карту, практически полностью разорвала связи со своим прошлым кругом общения. Однако, как оказалось, это ещё не всё. Впереди было главное: научиться заново жить. Ведь на месте алкоголя и всех ощущений, которые он приносил, после отказа возникла ничем не заполненная пустота…
Взгляд из бездны
Среди людей, верящих в сверхъестественное, бытует мнение, что, употребляя алкоголь, наркотики и прочие психоактивные вещества, человек тем самым открывает дверь в свою душу для тёмных сил. И, единожды познав путь туда, они крайне неохотно покидают «насиженное» место, принося человеку тяжелейшие мучения и всяческим образом затягивая его обратно. Данная версия объясняет и неадекватное поведение человека в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения – провалы в памяти, изменения в поведении, как будто внутри появляется совершенно другая личность. Разумеется, вся эта мистика слабо сочетается с материалистической картиной нашего мира. Однако, думается, для самого человека, который решил раз и навсегда отказаться от этой скверны, тяга к старому образу жизни выглядит очень похоже… Фридрих Ницше когда-то говорил, что если слишком долго смотреть в бездну – бездна начинает смотреть в тебя. Где же найти силы, чтобы с ней бороться?
- Первое время тяга, действительно, была очень сильной, - делится своими наблюдениями Виктория. – Это страшно, когда ноги сами несут к магазину, а чтобы просто свернуть в сторону, требуется очень серьёзное усилие. Собрался с духом, отошёл-таки в сторонку, вздохнул с облегчением… и живёшь дальше. Появилась депрессия. Даже через полгода трезвости порой наваливалась такая тяжесть, что хотелось не то что пива, а взять как минимум бутылку водки. Тогда на одной из встреч мне сказали просто замечательные слова: «Найди, куда применить твою трезвость, чем наполнить твою новую жизнь».
Чтобы жить
Именно этот тезис – не жить ради трезвости, а оставаться трезвым, чтобы жить – можно считать краеугольным камнем, с которого началось истинное духовное возрождение нашей героини. Как и все анонимные алкоголики, она просто признала свою болезнь – в первую очередь перед самой собой. Признала тот факт, что алкоголик не может «вылечиться» и стать опять «просто пьющим» или «умеренно пьющим» – однако может просто не пить, жить полноценной жизнью и даже помогать другим. Не за деньги и не ради славы, а следуя тому самому полузабытому сегодня чувству долга перед ближним, оказавшимся в такой же трудной ситуации, в какой был ты сам.
Сегодня за плечами Виктории 10 месяцев абсолютной трезвости. К ней вернулись здоровый сон, хороший аппетит. Появились новые друзья… А в один из дней своей новой жизни Виктория вдруг осознала один удивительный факт: впервые за долгие годы к ней вернулось чувство вины перед теми, кто был рядом с ней, и чистое, искреннее желание просто попросить прощения.
Её пример, как и примеры многих других героев моего проекта, лучше всего демонстрирует истинный потенциал человека, который, как показывает практика, на самом деле может очень и очень многое. В том числе - подняться над своей слабостью и стать сильнее своего пристрастия. Особенно, когда рядом есть люди, которые сами прошли через те же самые проблемы – не прочитали в книжках, не услышали по телевизору, а лично испытали на своей шкуре. И победили в самой страшной борьбе - с самим собой, со своей тёмной ипостасью, нашли в себе силы оттолкнуться от самого дна бездны – чтобы, несмотря ни на что, вернуться к жизни.
Если вы сами, ваши близкие или знакомые столкнулись с подобной проблемой, не знаете, что с ней делать, или уже отчаялись бороться в одиночку, кобринская группа анонимных алкоголиков приглашает всех желающих по воскресеньям в 14.00 в здание воскресной школы Свято-Александро-Невского собора или по четвергам в 19.30 в католический костёл. Приходите или звоните по телефону 8(029)822-67-28. Пора делать выбор - пить или жить.