Государственный заказ, подготовка кадров и их дальнейшее распределение – это единая система, которая направлена на эффективное удовлетворение потребностей экономики квалифицированными специалистами и максимальное устранение дисбаланса на рынке труда.
При этом государством максимально учитываются современные запросы молодых специалистов, предоставляя им значительные льготы и преференции – это гарантированное предоставление первого рабочего места без испытательного срока, выплата подъемных, надбавок, возможность получить арендное жилье, а также стать на очередь для строительства собственного.
Безусловно, предоставляя широкие льготы и возможности к молодым специалистам предъявляются определенные требования и возлагаются обязательства.
Изучение Комитетом государственного контроля Брестской области вопроса закрепления выпускников высших и средних учебных заведений по распределению на первом рабочем месте вскрыло проблемные вопросы, требующих пристального внимания со стороны органов власти.
Негативным фактом, на фоне снижения количества занятого в экономике населения, является незакрепляемость ряда молодых специалистов. Так из 1378 выпускников ВУЗов Брестской области 2020 года не закрепились на первом рабочем месте 585 человек (42,5%), в том числе ушли из профессии 343; из 1474 выпускников 2021 года не закрепились 490 (33,2%), ушли из профессии 330.
Сложная ситуация с отработкой и закреплением выпускников педагогических специальностей УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». Так из 384 распределившихся выпускников 2021 года не отработали обязательный срок 124 (32,3%), а закрепились на рабочем месте только 50% от отработавших обязательный срок.
Наиболее проблемным для Брестской области, как аграрного региона, является вопрос закрепляемости выпускников профессионально-технических учреждений сельскохозяйственной направленности.
Так мониторинг по данному вопросу показал, что из 835 выпускников 2020 года изученных сельскохозяйственных учреждений не закрепились на первом рабочем месте 567 (67,9%), из 778 выпускников 2021 года – 495 (63,6%).
Имеют место случаи неприбытия к месту распределения либо не отработки выпускниками установленного законодательством срока. Среди основных причин неявки можно выделить неверный выбор профессии, предложение работы с более высокой заработной платой, необходимость смены места жительства (переезда).
Однако следует помнить, что такие причины не снимают с молодых специалистов обязанности возмещения государству затрат на их обучение.
Необходимо отметить и недостаточную работу в этом направлении уполномоченных организаций (учреждений образования, нанимателей). Например, свою обязанность по информированию о нахождении молодого специалиста по месту распределения в 2020 году выполнили только 57% нанимателей, в 2021 и 2022 годах 51% и 44% соответственно. Как следствие, в ходе мониторинга дополнительно выявлено 32 молодых специалиста, не отработавших законодательно установленные сроки.
По результатам проведенных Комитетом мероприятий в государственные органы и учреждения направлены соответствующие рекомендации для принятия мер реагирования. Контроль за ситуацией с трудоустройством молодых специалистов будет продолжен и в дальнейшем.
Фото носит иллюстративный порядок (из открытых источников)
Поделиться в соцсетях: