Прогноз погоды
Вт, 01 июля 2025

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у школьников

10/03/2022 Здаровы лад жыцця

Здоровье детей – общая забота родителей, медиков и педагогов.  Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет… Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является система образования. Одна из важнейших современ ных задач в сохранении здоровья детей в учреждениях образования – правильное использование здоровьесберегающих образовательных технологий (педагогических, медико-профилактических, санитарно-гигиенических).

К сожалению, необходимо отметить, что в последние годы широкое распространение получают школьно-обусловленные заболевания среди детей (нарушения осанки и нарушение остроты зрения, различные психоэммоциональные заболевания, эндокринные заболевания и др.).

Справочно: 

  • по Республике Беларусь среди учащихся частота нарушений осанки, сутулость, искривление позвоночника, сколиоз встречаются  у каждого 10-12 учащегося.
  • по Кобринскому району частота нарушений осанки, сутулость, искривление позвоночника, сколиоз встречаются у 7,9 % учащихся,  при этом в 18 школах района  (53,0 %) заболеваемость с диагнозом «нарушение осанки» превышает среднерайонные показатели.  
Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма, его физиологического и психологического статуса.  У детей с нарушениями оппорно-двигательного аппарата нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются; нарушения осанки могут косвенно влиять на функцию желудочно-кишечного тракта, на состояние сердечно-сосудистой, нервной систем, нарушение зрения.

В основе нарушения осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание, стремление девушек к ношению обуви на высоком каблуке.

Интересно:  что конструкция обуви (высота каблука) оказывает влияние на состояние осанки ребенка. Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов при ходьбе. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Для школьников оптимальной высотой каблука обуви является не более 20 мм. При ношении обуви с такой высотой каблука, не происходит смещение центра тяжести тела ребенка, а распределение веса происходит на обе части стопы, что является профилактическим мероприятием в отношении плоскостопия и нарушения осанки. Особенно это важно  соблюдать для детей в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет.

Профилактические мероприятия  заболеваний опорно-двигательного аппарата определяются комплексным подходом со стороны  не только медицинских работников, но и педагогов учреждений образования, родителей и самих учащихся:

  1. Контроль за рабочей позой за столами и партами.
Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Контроль соблюдения правильной рабочей позы, формирует у учащегося правильный рабочий стереотип. Особенно важно научить «сидеть за партой» школьников начального звена, так как одномоментно  мы решаем и  вопрос профилактики нарушения зрения.
  1. Обеспечение соответствия мебели росто-возрастным особенностям учащихся в школе и дома.
В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Важно, чтобы используемая мебель соответствовала росту детей.

Справочно: поскольку, у детей мышцы шеи развиты слабо и они не могут долго держать голову в вынужденном положении.  При опускании головы, глаза слишком приближаются к предмету работы и мышцы глаза при этом сильно напрягаются, что может привести к близорукости, сутулости, дальнейшему искривлению позвоночника.

Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью позы учащегося при занятиях в школе и дома.

Использование конторок (которыми обеспечены и учреждения образования Кобринского района) в учебном процессе направлено на повышение двигательной активности детей и снятия статического напряжения. Особое значение пользование конторкой в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособности и положительный эмоциональный настрой.

  1. Контроль соблюдения массы школьных ранцев с ежедневным учебным комплектом.
Справочно: масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:1,5 кг для учащихся 1-2 классов; 2,0 кг для учащихся 3-4 классов; 2,5 кг для учащихся 5-6 классов; 3,0 кг для учащихся 7-8 классов; 3,5 кг для учащихся 9-11 классов.

Основным путем решения проблемы снижения веса учебного комплекта является рациональная организация учебного процесса и составление расписания с чередованием предметов интеллектуального характера с физически активными и эстетически направленными.

Важно: для сохранения устойчивого равновесия, при длительном ношении тяжелых ранцев (с комплектом учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей), ребенок вынужден сутулиться, что приводит к формированию патологической осанки. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка оказывает неадекватное воздействие на суставные поверхности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. При такой нагрузке страдают и суставные поверхности позвонков, что нарушает естественный процесс их роста и формирования. Ношение тяжелого ранца может, таким образом, затормозить рост самого организма.

  1. Необходимо организовать ребенку строгое соблюдение режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.), постоянную двигательную активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, подвижными играми на свежем воздухе.
Родителям необходимо обращать внимание на привычки ребенка: приучите ребенка сидеть прямо и через каждые 30-40 минут делать перерывы, чтобы подвигаться, попрыгать.

Соблюдение вышеуказанных мер профилактики позволит нашим детям расти  физически, психически, психологически здоровыми.

Людмила ИЗМОДЕНОВА,

врач-гигиенист, заведующий отделением гигиены детей и подростков ГУ «Кобринский зональный ЦГиЭ».

 

Поделиться в соцсетях: