Останови свой взгляд, прочти, подумай!

Листаю глянцевый журнал… Буйство красок, обилие снимков, щедро иллюстрирующих содержание.  «Фотография 9 на 12, с наивной подписью: “На память”…» – приходят на ум строки популярной когда-то песни, и вместе с ними оживают не столь отдалённые времена, когда не в «цифре», а на бумаге хранили мы фото близких людей, размещая их в фотоальбомах. Это могли быть студийные или любительские снимки, как «на паспорт» или в общей «куче-мале»… Но большинству из них была свойственна какая-то классическая правильность – лицо анфас или в 3/4 оборота, крупным или средним планом.

Сегодня, когда каждый сам себе фотограф, и профессионалы, и любители изо всех сил стараются найти оригинальные идеи для съёмки. Количество классических фото, которые «живут» уже не в фотоальбомах, а в социальных сетях, сведено к минимуму. Им на смену приходят странные снимки, глядя на которые порой невольно восклицаешь: «Что к чему?». Вижу в кадре плечо и часть руки. На следующем фото – длинная тень человека. Дальше череда отражений – в воде, зеркале, витрине, даже в стеклянной ёлочной игрушке, как в кривом зеркале, отразилось чьё-то искажённое лицо.  Кто-то целится камерой прямо вниз, захватывая ботинки, – похоже, что фотографирование обуви стало модной тенденцией. Кто-то любит фотографироваться без лица, чтобы все внимание шло на одежду. Кто-то любит, когда в кадре ровно половина лица крупным планом. А кто-то снимает лицо по частям – только глаза или только губы.  

– Всё это – топовые тенденции современной модной фотографии, с которыми сегодня активно экспериментируют фотографы, – поясняет  выпускница фотошколы BLENDA (г. Брест)  Кристина Замкович. – Каждый фотограф видит мир через свой объектив по-разному. Отражение человека – подростка в воде в дождливый день или же малыша в новогоднем шарике –  не только показывает внешность, но и передаёт атмосферу того или иного события. А это  уже немного больше, чем просто классическое фото. Фото ног или обуви – ещё один интересный прием, позволяющий передать не только внешность, но и характер человека.  Сейчас очень популярен тип фотографии, когда на переднем плане изображены ноги, а на заднем – красивый пейзаж.

Такие непривычные фотографии стали появляться и на страницах периодической печати.  Причина вполне понятна. В настоящее время миром управляют не те, кто владеет информацией, а те, кто владеет вниманием, точнее, кто способен им управлять. Самой действенной фишкой для привлечения внимания пользователя является изображение. Давайте вспомним, на какие товары мы обращаем внимание, придя в магазин. На те, что имеют яркую упаковку. Книги, газеты, журналы и прочую продукцию полиграфической индустрии потребители также встречают по обложке и только потом начинают выяснять, что скрывается под красочной обёрткой. Негласный закон рынка суров: качественный товар в непрезентабельной упаковке рискует остаться непроданным. Но всего несколько ярких штрихов могут сделать его фаворитом продаж.

Издатели печатных СМИ хорошо знакомы с этим законом и пользуются им ровно столько, сколько существуют такие СМИ. Газета информирует читателей не только словом, но и картинкой. Пишущим авторам важно, чтобы их тексты читали. Но мышление стало клиповым. Современный читатель разучился фокусировать внимание на чем-то одном и читать длинные тексты. Согласитесь, мы редко читаем произведение от начала до конца, чаще выхватываем из написанного то, что чем-то привлекло наше внимание. Вот тут на помощь приходят иллюстрации, которые уже публикуются не только как дополнение к материалу, но и как средство привлечения читателей. Страницы печатных СМИ пестрят не просто картинками, а информационными крючками, способными зацепить и удержать внимание читателя. И здесь начинает действовать принцип: «Что естественно, то не безобразно». На страницах белорусских газет и журналов тоже появляются фотографии с изображением теней, отражений, частей тела… Относиться к этому можно по-разному, но не заметить нельзя. «Останови свой взгляд, прочти, подумай», – словно призывают авторы такими кричащими картинками. И если читатель, бегло взглянув на фотографию, скептически заметил: «Что к чему?!», значит, задумка специалиста удалась и фотоиллюстрация привлекла внимание. Возможно, далее последует шаг второй: «Прочти», а там и третий: «Подумай», и жар печатного слова разбудит чью-то душу.

Жанна ЕЛИЗАРОВА.

Фото из открытых источников (иллюстрация)