Творческий путь художницы из Кобрина

Валентина Шохалевич с одной из своих последних работой «Леликовская сваха».

Валентину Шохалевич в творческих кругах Кобринщины знают многие. Искусствовед по образованию, привыкшая и сама выражать мысли на холсте с помощью кисти и красок, она организовала не одну выставку работ своих земляков-художников. Живопись для моей героини давно уже стала той неотъемлемой частью жизни, без которой она – уже не она, и мир для неё без ярких мазков художника совсем иной, не так открыт и разнообразен, не так честен и многолик… Полная идей и творческих замыслов Валентина Степановна свою круглую дату в паспорте считает ничем иным, как стимулом для ещё большей самоотдачи.

Как в семье экономистов-бухгалтеров с ярко выраженным математическим мышлением могли появиться на свет творческие личности -близнецы Виктор и Валентина, с раннего детства проявившие художественные наклонности, моя собеседница объяснить не может, но предполагает, что скорее всего они с братом унаследовали гены дедушки – известного в своё время на всю кобринскую округу мастера по валянию валенок, обладающего незаурядными способностями.

– Виктор как-то в детстве нарисовал Емелю на печи из известной  народной сказки, послал рисунок на конкурс, который проводил один детский журнал и стал победителем. Самолюбие подтолкнуло и меня тогда взяться за карандаш. Потом я некоторое время посещала кружок по рисованию при Дворце пионеров, который вёл Анатолий Зубров, много училась сама.

Почему после окончания школы выбор пал на тогда ещё Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Валентина объяснят юношеским максимализмом, когда кажется, что ты всё знаешь, умеешь, что любая вершина способна в одночасье тебе покориться.

– В группу набирали только 10 человек. А тут столько молодёжи приехало со всего тогда ещё СССР, которые годами занимались в художественных школах… Конечно, я не прошла, хотя и неплохо написала творческую работу – портрет поэта, командира партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, – вспоминает собеседница.

Но покидать Питер Валентина не собиралась. По совету знакомых устроилась на работу и поступила на заочное отделение института. Правда, всё же в скором времени вынуждена была вернуться в Кобрин.

– Это был 1982 год. В Кобрине открывалось училище народных промыслов. Вместе с первым его директором Антоном Букачем я практически стояла у его истоков. Мне нравилось там работать. Но с точки зрения развития молодого художника я не всё могла получить. Чтобы учиться, набираться опыта, нужно вращаться в творческих кругах, созерцать, посещать выставки, поэтому я и приняла решение через год вернуться обратно  в Питер, – рассказывает Валентина Степановна.

80-е годы XX века, перестройка, новые течения и направления в музыке, живописи… Жизнь в культурной столице бывшего СССР била ключом, замечает собеседница. Помимо отличного академического образования, молодой художник вдохнула глоток питерского андеграунда.  Вместе с единомышленниками Валентина устраивала выставки, общалась с интересными людьми.

– На одной из выставок познакомилась с Виктором Цоем, рок-музыкантом, организовавшим группу «Кино», тогда уже кумиром молодёжи. Меня поразила его скромность, сдержанность, интеллигентность. Никакой напыщенности. Такое же мнение осталось о Юрии Шевчуке, солисте легендарной рок-группы «ДДТ».  Группа арендовывала студию рядом с мастерской художников, – делится Валентина Степановна.

В Питере Валентина встретила и свою судьбу – Александра Овчинникова, тоже художника.

Вместе с другом Евгением Кондратьевым творческие люди снимали так называемое «параллельное кино». На 8-миллиметровую плёнку подвижной камерой запечатлевали скетчевые сцены, которые импровизировали на ходу. Одна из них даже вошла в культовый фильм об эпохе перестройки «Асса».

– Это был маленький эпизод, предрекающий нечто трагическое. Я печально смотрела вдаль, словно действительно предвидела свою судьбу – вскоре в мастерской умер муж, оставив меня с маленьким сыном Маратом одну в большом, таком прекрасном, но всё-таки чужом городе, – рассказывает Валентина. – Марат стал часто болеть, наступили сложные 90-е, всё рушилось. И я вернулась в Кобрин.

Свою миссию Валентина Степановна видит в популяризации творчества кобринских художников. На Кобринщине немало интересных мастеров кисти, считает искусствовед, им нужно помогать заявляться со своими работами. Некоторое время Валентина Степановна руководила творческим объединением «Бона Сфорца» при Кобринском Дворце культуры, организовывала выставки картин, пленэры. Затем с ее участием было организовано объединение кобринских художников «Девайтис». Работы членов «Девайтиса» можно было посмотреть, а также купить в арендованном помещении в одном из домов по ул. Суворова. Из масштабных выставок, организованных Валентиной Степановной, выставка кобринских художников объединения «Девайтис» в 2016 году Бресте в выставочном зале Брестского областного общественно-культурного центра, где было представлено  85 работ в разных жанрах, манере и технике. В числе 17 участников – и коллеги Валентины по Кобринскому государственному политехническому колледжу – Алла Прокурат, Людмила Ровнейко, работа выпускника  колледжа Василия Демидовича и др. Запомнились ценителям прекрасного и выставки, которое прошли в 2018 году в Детской школе искусств г. Кобрина и Кобринском Дворце культуры, приуроченные к 50-летия Кобринского государственного политехнического колледжа. Экспозицию составили 55 творческих работ учащихся, педагогов, мастеров производственного обучения и выпускников колледжа, среди которых Валентина Шохалевич, Геннадий Абрамов, Владимир Чиквин, Сергей Баранкевич, Татьяна Потворова, Светлана Волосюк, Алла Прокурат, Василий Демидович, Светлана Петровская, Алёна Синяк, Алексей Голос, Татьяна Кухарчук, Виктория Лукашук и другие.

В 2019 году в Бресте в галерее «Прастора КХ» состоялась и персональная выставка Валентины Шохалевич под названием «Героическое», где были представлены её 30 работ. Как признаётся собеседница, ей импонирует творчество художников-футуристов братьев Владимира и Давида Бурлюков, их манера строить пространство, их  стихийность, лаконичность. Её произведения – естественны и экспрессивны, лишены лоска и нарочитости. Герои – исторические персонажи и члены её семьи, современные музыканты и православные святые, деревья, дома, птицы.

– Всё гениальное просто – считает Валентина и делится самым сокровенным – мечтой, которую давно хочет осуществить: – Когда-то после поездки в Крым я купила книгу «Легенды Крыма», которую часто перечитываю. Со временем к каждой из легенд у меня вырисовался художественный образ, я даже набросала определённые сюжеты. Надеюсь когда-нибудь организовать в Крыму выставку работ к этой книге.

Елена БАКУН.

 Фото автора.