На контроле – перевозки и перевозчики
На территории Республики Беларусь в период с 10 по 30 декабря 2017 года проводятся дополнительные мероприятия по профилактике ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере перевозки пассажиров и грузов.
В числе дорожно-транспортных происшествий, совершенных на территории Республики в 2017 году, имеются факты с участием в них транспорта, принадлежащего юридическим организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта. В том числе фигурируют городские, пригородные, междугородные и международные автомобильные перевозки пассажиров; перевозки пассажиров автомобилями-такси; внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров для собственных нужд; международные автомобильные перевозки грузов; международные автомобильные перевозки грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны.
Так, одним из примеров ДТП может служить факт наезда на пешеходов автомобилем «ЗиЛ», совершенный в г. Минске 02.12.2017, в результате которого один человек пострадал и погиб ребенок. По предварительным данным дорожно-транспортное происшествие произошло по причине неисправности тормозной системы автомобиля. Аналогичный случай произошёл в прошлом году в д.Бушевка Буда-Кошелевского района, когда опрокинулся автобус «МАЗ», в результате чего одна женщина погибла, а вторая получила травмы. Причиной ДТП стала техническая неисправность автобуса.
Зачастую многие задействованные транспортные средства для осуществлении данной деятельности, участвуют в дорожном движении с грубым игнорированием требований Правил дорожного движения (участие в дорожном движении без гостехосмотра, имеющих неисправности и т.д.), в случаях когда запрещена его эксплуатация по дорогам и улицам. Также сотрудниками Госавтоинспекции выявляется ряд нарушений в сфере перевозок пассажиров и грузов, которые регламентированы как главами 23 и 24 Правил дорожного движения, так и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №972от 30.06.2008 и Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №970от 30.06.2008. Кроме того одним из главных документом страны, определяющим обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения является Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 №313-З «О дорожном движении» (Глава 34), который также зачастую нарушается перевозчиками.
Основными грубыми нарушениями перевозчиков являются:
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр;
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
– допуск к участию в дорожном движению транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается эксплуатация транспортного средства либо повторный (в течение 12 месяцев подряд) допуск к участию в дорожном движению транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
– использование транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
– выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора обязательного страхования;
– выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке заказ-наряда на фрактование транспортного средства;
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) использование транспортного средства, оформленного с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также без оформленного в установленном порядке путевого листа.
По состоянию на 30.11.2017 на территории Кобринского района сотрудниками Госавтоинспекции выявлено:
– 96 фактов участия в дорожном движении транспорта юридических лиц, имеющих неисправности;
– 62 должностных лица организаций привлечены к административной ответственности по ст.18.24 КоАП Республики Беларусь (допуск к участию в дорожном движении лицом, ответственным за технической состояние или эксплуатацию транспортных средств, транспортного средства, имеющего неисправности, при наличии которых его участие в дорожном движении запрещено, или переоборудованного без соответствующего разрешения, или не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего государственного технического осмотра – влечет наложение штрафа в размере от 4-х до 6-ти базовых величин)
– 6 должностных лиц организаций привлечены к административной ответственности по ст.18.25 КоАП Республики Беларусь в части допуска водителей не прошедших предрейсовое освидетельствование (допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за технической состояние или эксплуатацию транспортных средств водителя находящегося в состоянии опьянения, или лица, не имеющего права управления транспортным средством, или лица не прошедшего освидетельствования в случаях, когда оно обязательно – влечет наложение штрафа в размере от 8-х до 45-ти базовых величин, повторно в течении года от 15-х до 50-ти базовых величин);
– 20 должностных лиц организаций привлечены к административной ответственности по ст.18.25 КоАП Республики Беларусь в части допуска водителей, не имеющих права управления;
– 1 должностных лиц организаций привлечены к административной ответственности по ст.18.25 КоАП Республики Беларусь в части допуск водителей находящихся в состоянии алкогольного опьянения;
– 5 должностных лиц организаций привлечены к административной ответственности по ст.18.20 КоАП Республики Беларусь (эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – влечет наложение штрафа в размере 5-ти, на ИП или Юр.лицо от 15-ти базовых величин,
Допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, совершенный владельцами этих средств или ответственным за их эксплуатацию должностными лицами владельцев транспортных средств – влечет наложение штрафа в размере 5-ти, на ИП или Юр.лицо от 15-ти базовых величин)
– 2 юридических лица привлечены к административной ответственности по ст.18.20 КоАП Республики Беларусь.
Уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь
– в виде штрафа, или исправительные работы на срок до двух, или ограничение свободы на тот же срок, или лишение свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения, за выпуск в эксплуатацию заведомо технически не исправного транспортного средства, либо допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, совершенные лицом ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере (часть 1 статьи 318 УК Республики Беларусь);
– в виде ограничения свободы на срок до 5-ти лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения, за те же деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения (часть 2 статьи 318 УК Республики Беларусь);
Александр ПОЛЕТИЛО,
старший госавтоинспектор ОГАИ
Кобринского РОВД