
Здоровье детей – общая забота родителей, медиков и педагогов. Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка , его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет… Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является система образования. Одна из важнейших современных задач в сохранении здоровья детей в учреждениях образования – правильное использование здоровьесберегающих образовательных технологий (педагогических, медико-профилактических, санитарно-гигиенических).
Можно сказать, что здоровье ученика в норме, если ребенок справляется с учебной нагрузкой, умеет преодолевать усталость, общителен, уравновешен, способен удивляться и восхищаться; учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение.
К сожалению, необходимо отметить, что в последние годы широкое распространение получают школьно-обусловленные заболевания среди детей (нарушение остроты зрения и нарушения осанки, различные психоэммоциональные заболевания, эндокринные заболевания и др.).
Справочно:
• по Республике Беларусь частота нарушений зрения среди учащихся 9-х классов по сравнению с данными их дошкольного возраста ухудшилось в 5,2 раза, а показатели нарушения осанки – в 8,5 раза.
• Аналогичная ситуация по данным видам заболеваний и среди детского населения по Кобринскому району.
С целью улучшения условий обучения детей, профилактики утомляемости, профилактики нарушения осанки, улучшения качества питания, обеспечения его безопасности учреждениями образования проведена определенная работа по выполнению территориальных программ и планов мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе направленных на создание и укрепление здоровье сберегающей среды для детей в организованных коллективах. Всего на контроле находится 12 программ и планов мероприятий, решений Кобринского исполкома и Брестского облисполкома.
Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма, его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями оппорно-двигательного аппарата нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются; нарушения осанки могут косвенно влиять на функцию желудочно-кишечного тракта, на состояние сердечно-сосудистой, нервной систем.
Интересно: что конструкция обуви (высота каблука) оказывает влияние на состояние осанки ребенка. Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов при ходьбе. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Для школьников оптимальной высотой каблука обуви является не более 20 мм. При ношении обуви с такой высотой каблука, не происходит смещение центра тяжести тела ребенка, а распределение веса происходит на обе части стопы, что является профилактическим мероприятием в отношении плоскостопия и нарушения осанки.
Число близоруких учащихся увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Однако школьная близорукость с каждым годом всё чаще выявляется у детей дошкольного возраста. У детей, страдающих близорукостью, чаще наблюдается нарушения осанки и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Первопричину часто определить достаточно сложно. Нарушения зрения могут развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Плохая осанка часто сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.
Тесная взаимосвязь нарушений осанки и зрения определяет комплексный подход в проведении профилактических и корректирующих мероприятий, в проведении которых должны быть вовлечены не только медицинские работники, но и администрация и педагоги учреждений образования, родители и сами учащиеся.
В рамках первичной профилактики необходимо проведение систематического контроля за:
1. соблюдением требований к естественному освещению и искусственной освещенности.
Учебные кабинеты, лаборатории должны быть обеспечены естественным освещением, причем для работы учеников оно должно быть левосторонним. Большое значение имеет цветовое оформление дверей, окон и мебели классных комнат. Для отделки учебных помещений преимущество отдавать отделочным материалам и краскам светлых тонов с матовой поверхностью. Для равномерного освещения учебных кабинетов и максимального использования дневного света ограничить размещение цветов в горшках на подоконниках. При недостаточном естественном освещении следует использовать искусственное. Для достижения оптимальных уровней освещенности включать светильники надо как в темное время суток, так и в пасмурные дни в течение всего рабочего дня.
2. проведением гимнастики для глаз.
Обосновано проведение физкультминуток на уроках. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения. Также в обязательном порядке необходимо при проведении учебных занятий использовать зрительные тренажеры (офтальмотренажеры) в виде таблиц, рисунков.
3. рабочей позой за столами и партами.
При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу. Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Контроль соблюдения правильной рабочей позы, формирует у учащегося правильный рабочий стереотип. Учитель, помогая школьнику начального звена принять правильную рабочую позу, одномоментно решает вопрос профилактики нарушения зрения.
4. соответствием школьной мебели росто-возрастным характеристикам учащихся в школе и дома.
Важным фактором профилактики школьно обусловленной патологии является использование школьной мебели, соответствующей росту ребенка. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Поскольку, у детей мышцы шеи развиты слабо и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы и мышцы глаза при этом сильно напрягаются, что может привести к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью позы учащегося при занятиях в школе и дома. В настоящее время учебные помещения рекомендуется оборудовать ученическими конторками. Использование конторок в учебном процессе направлено на повышение двигательной активности детей и снятия статического напряжения. Особое значение пользование конторкой в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособность и положительный эмоциональный настрой.
Справочно: в учреждения образования Кобринского района ежегодно приобретается ученическая мебель для профилактики нарушения осанки, нарушения зрения. В учреждениях образования по состоянию на 01.09.2015 имеется 130 конторок.
5. школьным ранцем с ежедневным учебным комплектом.
Тяжелые ранцы (с комплектом учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей) могут стать причиной нарушения осанки. Для сохранения устойчивого равновесия, при длительном их ношении, ребенок вынужден сутулиться, что приводит к формированию патологической осанки. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка оказывает неадекватное воздействие на суставные поверхности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. При такой нагрузке страдают и суставные поверхности позвонков, что нарушает естественный процесс их роста и формирования. Ношение тяжелого ранца может, таким образом, затормозить рост самого организма. Для обеспечения условий безопасного ранца нужно контролировать содержание ученического ранца на различных этапах. Основным путем решения проблемы снижения веса учебного комплекта считается рациональная организация учебного процесса и составление расписания с чередованием предметов интеллектуального характера с физически активными и эстетически направленными.
Справочно: масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:1,5 кг для учащихся 1-2 классов; 2,5 кг для учащихся 3-4 классов; 3,0 кг для учащихся 5-6 классов; 3,5 кг для учащихся 7-8 классов; 4,0 кг для учащихся 9-11 классов.
6. рациональной учебной нагрузкой.
Расписание уроков должно строиться с учетом изменения дневной и недельной умственной работоспособности учащихся: в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский, русский, иностранный языки, физика, химия) с другими учебными предметами. Продолжительность уроков не должна превышать 45 минут, исключением являются учащиеся первого года обучения: для них длительность учебного занятия должна составлять не более 35 минут. Перерывы между уроками должны быть достаточными для обеспечения отдыха. Перемены выполняют свое назначение только в том случае, если предоставляют детям возможность переменить вид деятельности, в частности дают организму двигательную разрядку.
Заведующая отделением гигиены
детей и подростков
ГУ «Кобринский ЗЦГЭ»
Людмила Измоденова
(Тел. 2-32-44, +37529 725 24 20)