Тема недели
Александр Лукашенко посетил Минский автомобильный завод
Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 апреля посетил ОАО "Минский автомобильный завод" - управляющую компанию холдинга "БелавтоМАЗ".
Главе государства доложили о результатах финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия. Он подчеркнул, что любые финансовые ресурсы, в особенности кредитные, предприятия смогут получить только после тщательного просчета потенциальных рынков сбыта новой продукции. "В противном случае не дадим ни копейки, - сказал Александр Лукашенко. - Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже - просто проедите".
Что касается холдинга "БелавтоМАЗ" и его головной компании, генеральный директор Дмитрий Катеринич заверил Президента, что в нынешнем году планируется выйти на эффективную работу. Благодаря оказанной в 2015 году господдержке удалось решить ряд финансовых проблем, нарастить объемы производства, снизить запасы готовой продукции на складах, увеличить экспорт.
Помимо господдержки в прошлом году в ОАО "МАЗ" реализован комплекс антикризисных мероприятий для выхода на положительный результат работы. Их общий экономический эффект составил около Br1,5 трлн. Есть план по снижению затрат и на 2016 год.
Глава государства считает, что еще одним условием для повышения конкурентоспособности белорусской техники должна быть продолжительная гарантия производителя. "Дайте 5 лет гарантии. Если что-то сломалось, то быстро замените. Есть сервисные центры", - сказал он.
Главе государства доложили об инвестпроекте по модернизации и реконструкции производства предприятий холдинга сроком реализации в 2016-2022 годах. Капитальные затраты на его реализацию составят $427,1 млн, а срок окупаемости - около 10 лет. В этом отношении Александр Лукашенко подчеркнул, что деньги будут выделяться только под эффективные проекты с четко просчитанными потенциальными рынками сбыта.
Как доложили главе государства, есть конкретные планы по развитию различных направлений в отечественном машиностроении, начиная от литейного производства до производства кранового оборудования и расширения линейки транспорта на газомоторном топливе. Использование газа позволяет экономить 30-40% на эксплуатационных расходах и стоимости топлива.
В ближайшей перспективе в Беларуси планируется освоить производство автоцистерн для сжиженного газа и заправщиков, что перспективно для перевода на газовое оборудование сельскохозяйственной техники.
Перспективным Александру Лукашенко видится и развитие сектора электротранспорта, особенно с учетом появления дополнительных мощностей с вводом БелАЭС. На МАЗе уже ведется работа над отечественным электробусом.
Во время посещения МАЗа был устроен своего рода смотр основных предприятий белорусского машиностроения. О перспективных планах и разработках Президенту доложили руководители БелАЗа, "Амкодора", "Гомсельмаша", МТЗ, "БелДжи". Глава государства ознакомился с выставкой новейших образцов техники данных предприятий, выставкой деталей, узлов и автоагрегатов. Кроме необходимости обеспечения высокого качества продукции, речь здесь велась и о работе по импортозамещению, снижению издержек на производстве, об увеличении доли отечественных комплектующих.
Общаясь с представителями трудового коллектива Минского автомобильного завода, глава государства подчеркнул, что гарантирует обеспечение в Беларуси безопасности, мира и спокойствия.
Также Александр Лукашенко подчеркнул, что обеспечение высокого качества продукции - это в первую очередь задача всего трудового коллектива.
"Если вы, каждый на своем рабочем месте, не займетесь качеством, мы не выдержим конкуренции, - сказал Президент. - Мы должны сохранить этот завод и повысить качество".
Сохранение предприятий, подчеркнул Президент, это дело не только его чести, но и сохранение экономической базы, рабочих мест для будущих поколений.
Белорусские чиновники - от руководителей районного уровня до министров - впредь при обретении служебных автомобилей должны ориентироваться исключительно на продукцию отечественного автопрома.
На выставке, в частности, был представлен легковой автомобиль представительского класса, производство которого СЗАО "БелДжи" планирует начать в Беларуси уже в третьем квартале нынешнего года. Президент высоко оценил новинку с точки зрения удобства, оснащенности и дизайна.
Александр Лукашенко при этом пояснил, что речь не идет о том, что замену необходимо производить постепенно, по мере возникновения такой необходимости. "Надо покупать свои автомобили, тем более они в два раза дешевле немецких", - отметил белорусский лидер.
Один из работников предприятия сказал, что на МАЗе более 3 тыс. человек нуждаются в улучшении жилищных условий, и поинтересовался перспективами долевого строительства.
Александр Лукашенко отметил, что есть несколько вариантов решения этого вопроса. В частности, жилье может быть построено либо за собственные финансовые средства граждан, либо за средства предприятия, либо при совместном вложении средств работников и предприятия. Также домостроительные комбинаты готовы строить жилье с минимальной рентабельностью для себя 5%, в таком случае цена одного квадратного метра может составить около $500. "Что касается средств из бюджета, то завтра (выделить их. - Прим. БЕЛТА) не обещаю. Есть очередь и по ней идет движение", - сказал Президент.
Льгота по пенсионному возрасту для работников вредных производств будет сохранена. Александр Лукашенко отметил, что пенсионный возраст для работников на вредных производствах будет постепенно повышаться, как и для других категорий, но разбежка будет сохранена. "Вы эту льготу будете иметь", - подчеркнул Президент.
По материалам БЕЛТА.