Пандемия коронавируса внесла большие изменения в жизнь всего мира. И если год назад мы даже и не могли представить себе, что со многими странами границы фактически закроются, то сегодня уже научились жить в условиях ограничений. Для нашего приграничного района особенно актуальна проблема закрытия границ между Беларусью и Украиной.
не только экономические, но и в первую очередь родственные. Жёсткие меры, принимаемые в связи с пандемией, не всегда можно выполнить - сейчас на выезд в Украину необходимо иметь ПЦР-тест, а по прибытию необходимо провести на самоизоляции 10 дней, что не всегда возможно.
По некоторой информации, в последнее время граждане Республики Беларусь столкнулись с ещё одной проблемой – безосновательный непропуск наших граждан через границу со стороны украинских пограничников.
В украинском пункте пропуска «Дольск», сопряженном с белорусским «Мохро», имел место вопиющий случай, когда украинские пограничники три раза возвращали граждан Беларуси, которые ехали к больной матери. Их не пропустили. И даже когда женщина умерла, тоже. При этом при настойчивой просьбе войти в положение, украинский пограничник угрожал нашим гражданам депортацией и запретом въезда в Украину. И только после вмешательства белорусского консульства в Украине наши граждане все же были пропущены. Причин, по которым украинские пограничники не пропускали наших граждан, не было.
Мы пообщались с выходцами из Украины, легко ли им попасть на родину. Оказалось, не всё так просто.
- Я живу в Кобрине с 1998 года, - рассказывает Пётр Гурич. – У меня вид на жительство, у супруги – гражданство Беларуси. Однако сейчас мы не можем попасть на родину. ПЦР-тест – это понятно, но сидеть дома на самоизоляции не так просто – не каждый работодатель может позволить отпустить человека на 10 дней даже за свой счёт. У меня вся родня там, а получается, что жену пропускают, потому что там живёт тёща, а меня нет – родителей в живых уже нет.
- Когда вводились жёсткие ограничения, к сожалению, не учитывались очень тесные родственные связи. У многих жителей приграничья остались там родители, которые живут буквально в 10-15 км от границы. Но туда невозможно попасть уже больше года, – рассуждает о проблеме кобринчанин Валерий Кирисюк. – У моей жены там живёт мама, получается, что жену по основаниям в Украину пропускают, а меня – нет, потому что я тёще не являюсь родственником.
С такой же проблемой столкнулся Александр Василевский:
- Моя родня живёт в Ковеле. Родителей уже нет, а к родне я попасть не могу.
Подобные проблемы описывали и работники СООО «Де Ёнг Текстиль». На предприятии часть коллектива – выходцы из Украины. Женщины, чьи родственники или живут, или похоронены в приграничных деревнях, говорят о том, что не могут долгое время навестить родных и «позволить» условия пересечения границы.
- Моя мама живёт в деревне Самари. Из-за жёстких ограничений не могу туда попасть больше года – из-за закрытия перехода «Дивин» попасть в Украину есть возможность только через переход «Мокраны», а это большой крюк, который даже автомобилем сделать накладно. Вдобавок – десятидневная самоизоляция, которую мы не можем себе «позволить», – это равносильно тому, что ты сам бросишь работу, – со слезами поделилась Наталья Васильева. – Если бы не звонки по Вайберу – вообще забыли бы, как выглядят родные люди.
С проблемой оставшихся за границей родителей, к которым жёсткие условия пересечения границы со стороны Украины не дают возможности приехать, столкнулись многие работники предприятия, поэтому эмоции во время беседы зашкаливали.
- Нужно обязательно что-то менять. Либо срок пребывания на самоизоляции, либо открывать пункт пропуска «Дивин», либо расширять список особых условий и категорий граждан, которые могут пересекать границу, – звучали предложения от работниц предприятия.
Мы обратились в Пинский пограничный отряд для разъяснения накопившихся у местных жителей Кобринского района вопросов.
Там пояснили, что понимают существующие проблемы, заинтересованы в их решении и готовы оказать помощь в правовом информировании наших граждан, но решение о пропуске граждан Беларуси на свою территорию украинская сторона принимает самостоятельно и на основании своего законодательства.
Хотя в настоящее время выезд из Республики Беларусь для граждан Беларуси и иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси, ограничен, существуют категории граждан Республики Беларусь, которым выезд из Республики Беларусь разрешен:
- лицам, выезжающим из Республики Беларусь для получения медицинской помощи, - при предъявлении документов, подтверждающих цель данной поездки, а также лиц, их сопровождающих;
- гражданам Республики Беларусь по извещению о тяжелой болезни или о смерти близкого родственника, супруга (супруги), а также лиц, их сопровождающих (извещениями о тяжелой болезни или смерти являются оригинал телеграммы с указанием в ней факта тяжелой болезни или смерти, сообщение о тяжелой болезни или смерти, поступившее по дипломатическим каналам. Документом, подтверждающим факт смерти, также может являться оригинал свидетельства о смерти либо его копия на бумажном носителе;
- гражданам Республики Беларусь, имеющим вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, - для выезда из Республики Беларусь к месту постоянного проживания. Не чаще одного раза в течение шести месяцев;
- гражданам РБ, выезжающим из Республики Беларусь в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, - при предъявлении документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности с иностранным работодателем, или их копии, разрешения на работу, выданного уполномоченной организацией принимающей стороны, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (приглашение на работу не является подтверждающим документом). Не чаще одного раза в течение шести месяцев.
- Сейчас мы встречаемся с жителями приграничных районов, ведём разъяснительную работу, напоминаем, что нужно для пересечения границы и рассказываем, что даже в условиях пандемии пограничники стараются не препятствовать выезду наших граждан по особым основаниям, – резюмировали в погранотряде.
В настоящее время в Брестской области на границе с Украиной действуют 2 погранперехода: пункт пропуска «Мохро» в Ивановском районе и пункт пропуска «Мокраны» – в Малоритском.
Остаётся надеяться, что в ближайшее время условия пересечения границы, как и отношение украинских пограничников к белорусским гражданам, изменится, чтобы не делать небольшие расстояния между родственниками такими далёкими.
Людмила ПАШКОВИЧ.
Фото: Людмила Пашкович
Пётр Гурич; Александр Василевский
Поделиться в соцсетях: