Единый день голосования
Чт, 22 февраля 2024
Прогноз погоды

Кобринчане обсуждают проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь

14/01/2022 Наши люди

Пётр ПАПРОЦКИЙ, делегат VI Всебелорусского народного собрания, депутат Кобринского районного Совета депутатов, директор ОАО «Грушевский ремонтно-механический завод»:

-За более чем четверть века на основе действующей Конституции белорусам удалось построить основы государства, заложить фундамент для дальнейшего развития. Пришло время идти дальше. Безусловно, изменения нужны: прогресс шагнул далеко вперёд, и предложенные для обсуждения поправки и дополнения весьма актуальны. Мы должны быть дальновидными и понимать: мы пишем документ, по которому завтра будут жить наши дети.

Считаю важным, что в статье 13 раздела 1 «Основы конституционного строя» сохранена формулировка: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства». Они не могут быть предметом купли-продажи, и это гарантия нашей продовольственной и экономической безопасности.

В разделе II «Личность, общество, государство» статья 21 регламентирует: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства». Общество предъявляет свои требования к медицинским и педагогическим работникам. Но чтобы от них требовать качественной работы, нужно гарантировать им достойную оплату труда, которая складывается из наших налогов. ОАО «Грушевский РМЗ» – стабильный налогоплательщик, поэтому наша совесть перед работниками бюджетной сферы чиста.

Согласно статье 41, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Как и ранее, от человека требуется только определиться с выбором профессии, получить соответствующее образование или квалификацию и, добросовестно работая, получать финансовое вознаграждение за свой труд.

Статья 45 гарантирует гражданам Республики Беларусь «право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом». Значит, до посетителей лечебных учреждений должна быть доведена информация о том, какие медицинские услуги они могут получить бесплатно, а за какие придётся заплатить, чтобы не было нареканий на то, что наша бесплатная медицина якобы не является бесплатной.

В разделе III «Избирательная система. Референдум» считаю важным уточнение в статье 70 о том, что запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами. События прошлых избирательных кампаний указывают на то, что попытки финансировать из-за рубежа выборы в Беларуси предпринимались. Вполне естественно, что иностранные организации преследовали при этом свои интересы. Избирательная кампания – это внутренние вопросы нашей страны, и вмешательство в неё извне недопустимо.

В разделе IV глава 31 посвящена Всебелорусскому народному собранию. Как делегат V и VI Всебелорусских народных собраний считаю это дополнение существенным. Ценность собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Поэтому придание конституционного статуса ВНС станет свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.

Раздел V «Местное управление и самоуправление» остался без изменений. На мой взгляд, здесь уместно было бы очертить полномочия депутатов районных и сельских Советов депутатов. К ним регулярно обращаются за помощью их избиратели. Однако народным избранникам не всегда удаётся решить проблемы из-за отсутствия финансирования. Депутат не отремонтирует дорогу, не починит уличное освещение, так как на эти нужды в сельисполкоме не заложен бюджет. Он обращается в другие инстанции, и при наличии средств вопрос решается. Если бы в ведении сельисполкома был хотя бы небольшой фонд, решать возникающие на местах проблемы можно было бы значительно быстрее.

Записала Жанна ЕЛИЗАРОВА

Поделиться в соцсетях:


Единый день голосования

Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь

Кобринский РОЧС приглашает на службу