Прогноз погоды
Пт, 12 декабря 2025

Касса самообслуживания - ловушка для невнимательных или тест на совесть? Давайте разбираться

08/12/2025 Актуально Кобрин ЕЛИЗАРОВА

Кассы самообслуживания стали неотъемлемой частью современных супермаркетов. Они экономят время, позволяют избежать очередей и чувствовать себя более независимым покупателем. Однако удобство соседствует с определенными рисками как для потребителя, так и для магазина.

8 декабря, "Кобринский вестник"/ Разбираемся, как избежать невольных ошибок и не создать проблем ни себе, ни другим на кассе самообслуживания.

В ассортименте есть товары, которые выглядят похоже, но имеют разную стоимость. Действительно, обычный покупатель, не являясь экспертом, может не отличить клементин от мандарина, спутать разные сорта яблок, отличающиеся при этом ценой.

Такие ситуации могут привести к двум вариантам: покупатель случайно «обманывает» себя, пробивая более дешевый товар как более дорогой, или непреднамеренно (а может, сознательно) «обманывает» магазин, пробивая более дорогой товар как более дешевый. И то, и другое имеет последствия.

В первом случае копеечкой меньше станет в кошельке неразборчивого покупателя, во втором – убытки несет магазин. И даже если вы пробили товар по заниженной цене неумышленно, юридически это может быть истолковано как попытка хищения или мелкое хищение.

Что делать, чтобы избежать проблем? Может ли администрация или служба безопасности провести проверку оплаченных на кассе самообслуживания покупок? С этими вопросами мы обратились кпредставителям торговых сетей и объектов.

large febb546d571a9a5c4fee2500b8a202a5

Егор Хрусталев, руководитель пресс-службы компании «Евроторг»:

– В наших магазинах работают обычные для ритейла процедуры, которые помогают избежать недоразумений и ошибок при использовании касс самообслуживания. Во-первых, мы постоянно улучшаем наши IT-системы – они подсказывают, как правильно выбрать нужный товар. Например, у большинства фруктов и овощей есть фотографии и автоматические подсказки на экране, так что перепутать что-то становится гораздо сложнее.

Во-вторых, в торговом зале всегда есть сотрудники, которые готовы помочь, если возникают вопросы – особенно когда товары похожи, но стоят по-разному. Что касается проверки на выходе, то такие ситуации регулируются общими правилами розничной торговли. Администратор может вежливо попросить показать чек или сверить покупки только если система заметила какую-то неточность, например, – товар не был до конца пробит или касса выдала предупреждение.

Все это делается не из недоверия, а чтобы избежать ошибок и убедиться, что все прошло правильно. При этом мы всегда стараемся действовать максимально корректно и уважительно. Наша основная цель – чтобы использование касс самообслуживания было удобным, безопасным и понятным. Мы постоянно над этим работаем и прислушиваемся к обратной связи.

Тамара Швецова, заведующий ТЦ «Полесье 1»:

– В нашем торговом центре покупатель приходит на кассу самообслуживания (КСО) уже с промаркированным товаром. Если речь идет об овощах, фруктах, выбор и взвешивание которых выполняет сам покупатель, то рядом с ценником у нас находится эти кетка желтогоцвета с кодом товара, введение которого позволяет безошибочно найти нужную позицию в перечне.

На фото все имеющиеся товары изображены также весьма реалистично, в полном соответствии с представленными на витринах. Форс-мажор в зоне КСО, который сознательно создает покупатель, – явление редкое. Недоразумения, конечно, случаются, и каждый эпизод рассматривается индивидуально. Случаи, когда покупатель умышленно пробивает дешевый товар вместо дорогостоящего, недопустимы.

Мы верим, что наши клиенты – порядочные люди и таких экспериментов не совершают. Немаловажен и тот факт, что в зоне КСО находится работник зала, а на выходе – представители службы безопасности. Если возникли подозрения в честности намерений покупателя, они могут попросить чек и сверить сумму в нем с реальной стоимостью покупки.

IMG 0787

Работники торговли обращают внимание покупателей на необходимость следить за экраном и этикетками. Прежде чем положить фрукт или овощ в пакет, внимательно изучите ценник на полке. После сканирования каждого товара убедитесь, что на табло отобразилось правильное наименование и цена. Обязательно проверяйте итоговую сумму.

Если она кажется вам завышенной, перепроверьте детализированный список на экране. После оплаты всегда берите чек. Это ваш единственный документ, подтверждающий покупку и ее стоимость. В случае обнаружения неверной оплаты вы сможете разрешить сложившуюся ситуацию с администрацией магазина.

В ТЦ «Полесье» нам напомнили также и о том, что при расчете на кассе самообслуживания необходимо дождаться чека еще и потому, что он является доказательством проведенной операции. К сожалению, были зафиксированы факты, когда покупатель не доводил расчетную операцию до конца и уходил с продуктами из магазина, не заметив, что оплата не прошла, потому что либо денежных средств оказалось недостаточно, либо платеж превысил лимит в 80 рублей и аппаратура потребовала ввести пин-код карты.

Таких невнимательных покупателей приходилось разыскивать через органы внутренних дел, чтобы возместили сумму покупки. Использование касс самообслуживания – это вопрос взаимного доверия и ответственности. Будьте внимательны, честны, и ваш опыт покупок станет максимально комфортным.

Жанна ЕЛИЗАРОВА

Фото из открытых источников (иллюстрация)

Поделиться в соцсетях:


Популярные материалы за месяц

Последние новости