Вс, 08 сентября 2024
Прогноз погоды

Как развивалась религиозная обстановка на Кобринщине (часть 2)

20/10/2014 Социум

(Окончание. Начало в № 81 от 11 октября 2014 г. )В 60-80-е гг. ХХ века при местных органах власти создавались специальные комиссии содействия за соблюдением законодательства о культах. В 1963 году такая комиссия впервые была создана в г. Кобрине. Целью ее было осуществление контроля за деятельностью церкви и духовенства в г. Кобрине, изучение состава верующих города, проверка книги обрядов в церкви для выявления совершающих обряды и проведение научно-атеистической пропаганды и воспитательной работы среди верующих.В состав комиссии при Кобринском райисполкоме входили: заместитель председателя райисполкома, заведующие финансовым отделом, отделом пропаганды РК КПБ, отделом народного образования, отделом культуры, заместитель редактора районной газеты, работник УКГБ, инспектор РОНО, секретарь РК ЛКСМБ и др.Деятельность комиссий, а также деятельность оставшихся религиозных общин этого периода отражена в документах Кобринского районного исполнительного комитета по вопросам религиозных культов. Среди этих документов «Единовременный учет религиозного объединения». Кроме этого, каждый год заполнялись «Сведения о религиозной обрядности, доходах и расходах церкви», «Сведения о количестве проданных в церкви предметов религиозного культа», «Протоколы собраний учредительных групп (двадцатки) церкви», «Анкеты на членов Совета церковной общины», «Анализ состава исполнительных органов «двадцаток», хористов и обслуживающего персонала», жалобы и заявления верующих и др.Так, в сведениях о религиозной обрядности Петропавловской церкви в г. Кобрине за 1975 год указывалось: максимальное число верующих, посещающих церковь в большие религиозные праздники, – 800-1000 человек, количество исповедующихся за год – 1080-1120 человек, крещений – 141, венчаний – 6, очных похорон – 191, заочных отпеваний – 25. Указывались и доходы церкви, которые за 1972 год составили 13066 рублей, за 1973 год – 12732 рубля, 1974 год – 13608 рублей, 1975 год – 22154 рубля, 1976 год – 14793 рубля. Доходы поступали за совершение религиозных обрядов, добровольных пожертвований. Большие доходы поступали в церковь от продажи свечей, в 1975 году – 11612 рублей. Расходы церкви за год на содержание священников, хористов, обслуживающего персонала, на ремонт здания, отчисления в Фонд мира, епархиальному управлению, на содержание памятников архитектуры привели к тому, что на 1 января 1976 года остаток средств составил 276 рублей.В списке Кобринской общины ЕХБ за 70-е гг. значилось не более 140 членов, за 1976 год – 137. В сведениях о членах религиозной общины указывались год рождения, образование, место работы. Велся и список так называемых «приближенных» общины ЕХБ. В 1976 году он состоял из 7 человек. При намерении провести обряд крещения от пресвитера общины ЕХБ поступали на имя председателя горисполкома заявления. Пресвитера предупреждали о том, чтобы крещения проводились спокойно, без сбора большого количества людей. При проведении свадеб пресвитер также получал подобные предупреждения. Среди документов горисполкома имеются справки с данными на брачующихся и их родственников, подписанные начальником Кобринского РО УКГБ по Брестской области. В 1976 году общину ЕХБ обвинили в воздвижении вокруг молитвенного здания двухметрового забора, который им было предписано снести, а установить взамен решетчатый забор высотой 1,2 м. В 1977 году Брестский облисполком информировал Кобринский горисполком о баптистах г. Кобрина, подписавших письмо в центральные правительственные инстанции о притеснениях верующих в нашей стране. Облисполком рекомендовал «организовать работу по разоблачению клеветнических измышлений сектантских вожаков по этим вопросам». В 1978 году было решено снести самовольную пристройку к молитвенному дому по ул. Железнодорожной, 23, за счет общины ЕХБ. Пресвитер должен был уточнять и согласовывать в горисполкоме повестку дня собрания общины ЕХБ.В конце 70-х гг. комиссией по соблюдению законодательства о культах констатировалось, что количество обрядов, совершаемых церквями, не уменьшается. В 1978 году в районе было крещено 37,9% детей от общего числа родившихся. По количеству проведенных обрядов венчаний Кобринский район занимал первое место среди 19 районов Брестской области. Пятидесятники активно стремились выехать из СССР, в 1979 году на выезд было подано 40 заявлений.В 80-е гг. комиссии содействия за соблюдением законодательства о культах усилили внимание к изучению проповеднической деятельности, влиянию религиозных общин на молодежь. В 1981 году при проведении праздника Пасхи в г. Кобрине присутствовало около 3000 человек, из них около 300 - комсомольского возраста. В молитвенном доме на праздник Пасхи присутствовали 280 человек. Документы комиссии содействия за соблюдением законодательства о культах за 80-е гг. изобилуют списками участников нелегальных молитвенных собраний. Участников таких собраний обсуждали на собраниях коллективов по месту работы, проводили беседы, выносили порицание. Как отмечает один из руководителей учреждения, провинившиеся работники «несмотря на проведенную беседу заявили: «Верили и верить будем».С конца 80-х гг. ХХ века в связи с демократизацией общества начинается возрождение религиозных общин и в Кобринском районе. Так, решением Кобринского горисполкома в 1990 г. УКС горисполкома передал римско-католическому приходу безвозмездно проектно-сметную документацию на реставрацию здания костела в г. Кобрине.На основании решения Кобринского горисполкома в 1990 году о выводе филиала Госархива из собора Александра Невского здание собора было передано религиозному объединению православного вероисповедания в г. Кобрине, и вскоре архив был выведен из здания собора. Верующие помогали выгружать коробки с документами из возвращенного им долгожданного здания. Решением исполкома Кобринского районного Совета народных депутатов «О регистрации религиозного объединения православного вероисповедания деревень Киселёвцы, Рыбная, Калюхи, Харовщина Киселевецкого сельсовета» в 1991 году были зарегистрированы сразу 4 религиозные общины Кобринского района. В конце 1995 года решением Кобринского горисполкома «О даче согласия на регистрацию религиозных общин» были зарегистрированы и религиозные секты «Свидетелей Иеговы», «Вифара».Комиссия содействия соблюдению законодательства о культах была переименована в комиссию содействия контролю за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях. Так, в 1997 году решением Кобринского райисполкома утверждается «Положение о Комиссии содействия контролю за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях при районном исполнительном комитете». На заседаниях комиссии рассматривались вопросы религиозной обстановки, конфессиональной ситуации в районе, регистрации религиозных общин в деревнях района, заявления священнослужителей.В конце ХХ века на территории Кобринского района действовали 17 православных церквей, 1 костел, 11 церквей Евангельских христиан-баптистов. Отмечалась и активизация деструктивных сект, а со стороны местных властей недостаточное знание религиозной обстановки в районе. Местные органы власти стали оказывать активную помощь религиозным организациям. Об этом свидетельствуют решения: Кобринского горисполкома от 27.07.1999 № 404 «Об утверждении проектно-сметной документации на реставрацию Свято-Александро-Невского собора в г. Кобрине»; Кобринского райисполкома от 27.07.1999 № 346 «О предоставлении земель Союзу евангельских христиан-баптистов Беларуси» и ряд других документов. Строятся и новые церковные здания. В 2005 г. было принято решение «О строительстве Спасо-Рождественского храма-памятника».В 2007 году на территории Кобринского района действовали 8 конфессий, 58 религиозных общин. Из них: 34 – Белорусской православной церкви, 1 – Римско-католической, 16 – Евангельских христиан-баптистов, 3 – Христиан веры евангельской, 1 – Христиан полного Евангелия, 1 – Адвентистов седьмого дня, 1 – Свидетелей Иеговы, 1 – иудейская община в г. Кобрине. Наметилась тенденция роста православных общин: за 2006-2007 гг. зарегистрировались 4 православные общины. В районе продолжало функционировать областное объединение Евангельских христиан-баптистов.В документах комиссий содействия контролю за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных организациях отмечалось, что местные органы власти строят свою работу так, «…чтобы в районе было конфессиональное согласие, не возникала вражда между прихожанами разных конфессий. В то же время признание определяющей роли православной церкви на государственном уровне позволило более тесно сотрудничать с церквями Кобринского благочиния».Таким образом, отношение органов власти к религиозным организациям в целом (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) изменялось от достаточно лояльного в послевоенный период до яростного антирелигиозного в 60-е – 80-е гг. И, наконец, к переосмыслению роли религии в обществе и духовному возрождению в 90-е гг. 20 века, которое продолжается и в настоящее время.Светлана КУЗИНА,заведующий отделом обеспечения сохранности, учета, научно-справочного аппарата, использования и публикации документов зонального государственного архива в г. Кобрине.

Поделиться в соцсетях:


Кобринский РОЧС приглашает на службу