Близится завершение очередной пятилетки, и это не только время для того, чтобы говорить о том, что уже сделано, но и для того, чтобы выстраивать планы на будущее. Сейчас идет разработка очередной программы социально-экономического развития, для реализации которой будут приняты конкретные тематические госпрограммы.
18 августа, "Кобринский вестник"/ Не так давно в Правительстве уже рассматривались макеты некоторых из них. Люди, далекие от госуправления, вероятно, мало задумываются, как именно выполнение госпрограмм сказывается на их повседневной жизни. А между тем влияние ощутимо и огромно.
Первое, что следует знать: сами по себе госпрограммы являются методом в реализации задач, поставленных на пятилетку. Второе — каждая госпрограмма закреплена за конкретным министерством или ведомством. Они объединены в направления, за которые отвечает профильный вице-премьер.
Для каждой вырабатываются конкретные показатели, по которым можно оценить их эффективность. По итогам пяти лет эти цифры оценивают в Правительстве. Перечислять все не имеет смысла, но важно помнить, что за каждой цифрой — деньги, время и силы белорусов.
Достаточно вспомнить программу возрождения и развития села на 2005—2010 годы, которая была на слуху и запустила процесс создания агрогородков. На то время это требовало огромных, ранее невиданных вложений. Но результат того стоил: в агрогородки было преобразовано почти полторы тысячи населенных пунктов. Построили и обновили более 45 тысяч объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Возвели более восьми тысяч домов и квартир.
Сейчас в них живут сельчане, воспитывают детей и, возможно, даже не задумываются о том, какие усилия были приложены государством для повышения качества жизни на селе. Или, например, Государственная программа «Замки Беларуси», рассчитанная на 2012—2018 годы. Благодаря ее реализации были отреставрированы Мирский, Несвижский, Лидский и Ружанский замки — те самые, которыми восхищаются туристы со всего света.
Это без преувеличения визитная карточка нашей страны, культурно-историческое лицо Беларуси.Сельское хозяйство и промышленность, образование и здравоохранение, цифровое развитие и пограничная безопасность — какой сферы жизни современной Беларуси ни коснись, ее траекторию задают именно государственные программы.
Аналитик БИСИ, руководитель Центра анализа гражданских инициатив «Народная пятилетка», кандидат юридических наук Екатерина Речиц отмечает, что особенностью госпрограмм на 2026—2030 годы станет то, что они будут воплощаться на фундаменте обновленной Конституции:
В жизни нашей страны произошли значительные общественно-политические преобразования. Соответственно, и программы будущей пятилетки, объявленной Главой государства пятилеткой качества, призваны ознаменовать собой период качественной трансформации социально-экономической сферы. Этому будут способствовать и принятые решения по обновлению высших политического и экономического штабов государства, формированию блокового Правительства, а также наделению более весомым объемом полномочий местных органов власти и управления.
Кроме того, по словам аналитика БИСИ, на основе принимаемых госпрограмм осуществляется концентрация внутристрановых ресурсов и внешнеполитических устремлений вокруг приоритетов и направлений развития.
Главным ориентиром, безусловно, послужит Программа социально-экономического развития на 2026—2030 годы, основные постулаты которой будут более детально и полно раскрыты в отраслевых программах, — дополняет Екатерина Речиц.
Вместе с тем следует добавить, что государственное планирование отнюдь не ноу-хау. Эта система на наших территориях применялась еще в советский период. И если она работает, то почему бы ею не пользоваться? В той или иной степени сегодня к госпланам прибегают в том числе Россия, Китай, Япония, Индия, Вьетнам и даже либеральные страны Евросоюза, где государство в меньшей степени вмешивается в экономику.
В чистом виде «страны без государственного планирования» не существует, другой вопрос — насколько госпрограммы обязательны к исполнению в разных странах и насколько их действия коррелируют с мировой глобализацией?
В основе реализации государственных программ в Беларуси всегда была, есть и будет социальная направленность.
Современные геополитические и экономические реалии характеризуются высокой степенью конфликтности, изменчивости и неопределенности. Но мы сохраняем преемственность подходов к государственному программированию, хотя и происходят оптимизация количества программ и внедрение новых механизмов, повышающих адаптивность и гибкость национальной социально-экономической политики, — обращает внимание Екатерина Речиц.
Например, на передний план выходят проектные программы, предполагающие вариативность прогнозируемых сценариев и проактивные решения.Помимо того что государственное планирование сегодня стремится к гибкости, важным в следующей пятилетке станет в том числе информирование населения и вовлечение всего общества в реализацию общих задач. Но для этого необходимо создать особые условия.
Аналитик БИСИ отмечает, что при подготовке Программы социально-экономического развития на 2026—2030 годы впервые проводилось масштабное социологическое исследование по эксклюзивной методологии «Ожидания общества и приоритеты развития на будущую пятилетку». Предложения и инициативы граждане также могут оставить на онлайн-платформе «Народная пятилетка».
Екатерина Речиц подчеркивает:
По сути, можно говорить о формировании правового алгоритма и соответствующей культуры государственного программирования как части национальной стратегии развития: принятие концептуальных и идеологических основ будущей пятилетки и на дальнейшую перспективу — утверждение Программы социально-экономического развития на 2026—2030 годы — принятие отраслевых госпрограмм и планов. Подобный подход наиболее отвечает современному периоду развития белорусской государственности, способствует повышению устойчивости и поступательному раскрытию потенциала национальной социально-экономической модели.
Наступает определенный момент истины — подведение итогов прошлого периода и формирование идеального образа будущего, которое предстоит созидать вместе государственным органам и организациям, политическим партиям и общественным объединениям, гражданам — всем, кто ЗА сильную, независимую и процветающую Беларусь.
Источник sb.by
Поделиться в соцсетях: