Огненными верстами войны был расчерчен путь простого солдата Павла Кириевского, а история его невероятного спасения стала легендой. Его жизнь – наглядный пример того, как даже в самые тяжелые времена можно оставаться человеком.
20 мая, "Кобринский вестник"/ Павел Кириевский родился в 1916 году в Могилеве, куда его родители были эвакуированы в Первую мировую войну. После заключения Рижского мира сразу стали пробираться на Родину, в деревню Рыбна, о которой рассказывали, как о благословенном райском уголке с плодородной щедрой землей и реками, полными рыбы.
Семья не бедствовала, хоть и работать приходилось всем от мала до велика.
В 1937 году Павел женился и вскоре стал отцом. Когда началась Великая Отечественная война, у Павла и Марии Кириевских было уже двое детей.
Ради их будущего мечтал Павел Иванович о том времени, когда рухнет ненавистный фашистский режим, и как мог, приближал Победу. Он поддерживал связь с партизанским отрядом, собирал и передавал народным мстителям информацию о действиях фашистов в деревне.
На фронт был призван вскоре после освобождения Кобринщины.
Служил в действующей армии с 1 октября 1944 по 20 марта 1946 года. Артиллерист, командир расчета, он дошел до Германии, пройдя через горнило ожесточенных сражений, не раз смотрел смерти в глаза и находился на волосок от гибели.
Особенно врезался в память семьи случай, произошедший с фронтовиком на подступах к Берлину.
Отряд, в котором воевал Павел, с боем прорывался на Берлин. Шли под непрекращающимися бомбежками и артобстрелами, шаг за шагом очищая Европу от коричневой фашистской чумы. Случались и короткие передышки, одна из которых едва не стала последней.
Только отгремели выстрелы, как вдалеке на дороге показались чьи-то фигуры. Солдаты приближались молча, и в полумраке бойцы отряда решили, что это свои.
Вдруг один из идущих что-то произнес на немецком. Началась перестрелка. Только силы оказались неравными, советские солдаты погибали один за другим, и вскоре стрельба прекратилась. Павел понял, что боеспособных сослуживцев не осталось.
Размышляя над тем, что следует предпринять, боец увидел, как в его сторону с автоматами наперевес двинулись немцы, осматривая место схватки и расстреливая раненых. Оставались считанные минуты, чтобы попробовать ускользнуть от надвигающейся смерти.
Вдруг Кириевский услышал стон и увидел рядом с собой раненого командира. Вынести его с поля боя, оставшись незамеченным, было невозможно, бросить и спасаться самому не позволила совесть. И тогда Павел прикрыл командира телом мертвого солдата, а сам укрылся под убитой лошадью.
Только когда немцы были уже далеко, он выбрался из своего укрытия, забрал раненого командира и двинулся в расположение.
Донесение красноармейца опечалило командование, спасшимся бойцам задавали много вопросов, считая подозрительным, что из всего отряда в живых остались только они, а когда разобрались, Павла Кириевского наградили орденом Красной Звезды.
Впоследствии именно эта награда спасла бойцу жизнь.
В одном из боев пуля попала в орден и, отбив уголок, рикошетом ушла в сторону. Правда, с внутренней стороны гимнастерки прямо под орденом была приколота иконка Иисуса Христа с молитвой «Отче наш», которую сыну перед уходом на войну дала мать.
– Отец не раз говорил, что орден Красной Звезды и молитва спасли его от смерти. Ведь дома за него молились жена и дети, – рассказывает дочь фроновика Елена Букач и подчеркивает, что даже после войны (а Елена Павловна родилась в 1949 году) в семье со смирением просили перед иконой за живых и мертвых и за мир во всем мире. – И сегодня мы воздаем хвалу Всевышнему и благодарим нашего Президента Александра Лукашенко за возможность жить под мирным небом и строить светлое будущее для наших детей и внуков.
Жанна ЕЛИЗАРОВА
Фото Александры СОЛОВЕЙ и из архива Елены БУКАЧ
Поделиться в соцсетях: