Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Событие, которому посвящён сегодняшний воскресный день, вспоминается всеми четырьмя евангелистами в Священном Писании (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк.19, 19-44; Ин. 12, 12-19). Этот праздник называется ещё Цветоносной Неделей, а также Вербным Воскресением – от обычая освящать пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. В богослужебных текстах торжества Входа Господня в Иерусалим многократно упоминается также и обстоятельства воскрешения Лазаря (Ин. 11, 1-44). Таким образом, оба события трактуются как неразрывно связанные одно с другим, и два праздника превращаются в единое двухдневное ликование.
Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Спасителем, готовые сопровождать Его с той торжественностью, которая в древние времена на Востоке свойственна была лишь царским процессиям. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Впереди Него летела крылатая молва о явленных Им чудесах и знамениях, о воскрешенных мертвых. И множество народа, приветствуя величайшего Чудотворца и Праведника, славило Его и возглашало: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних» (Лк. 19, 38). Об этом ликовании сказал Спаситель: «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Однако среди встречавшего Иисуса народа попадались люди, оказавшиеся бесчувственнее камней. Первосвященники и книжники люто завидовали Господу, уже составляли против Него заговор, готовили Спасителю гвозди и крест для распятия. С твердыми, холодными сердцами взирали на торжество Сына Божия те, кому вверены были судьбы народа, хранение закона и веры.
«Корень убийства есть зависть, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Завистливый, желая погубить ближнего, самого себя погубляет». Смертоносное чувство, окаменившее души фарисеев и книжников, привело к разрушению великого города Иерусалима, гибели государства и плачевному рассеянию народа израильского по всему миру.
Сегодня мы стоим со свечами и ветками вербы в руках, дабы встретить грядущего к нам Спасителя. Народ устилал путь входящего в Иерусалим Господа ветками пальмы, издревле бывшей символом мирного благоденствия. Так и мы призваны «узнать, что служит к миру нашему» (Лк. 19, 42). Ветки вербы напоминают о Крестном Древе, а значит, о Кресте и страданиях за нас Спасителя. Красноватый цвет вербы говорит о Крови Христовой, пролитой за нас на Кресте. То, что ветка не сухая, а оживающая и распускающаяся, наводит на мысль о Воскресении Христовом и будущем Всеобщем Воскресении из мертвых. Праздник всей своей символикой вводит нас в волнующие дни Страстной седмицы, когда мы можем по-особому близко сопережить страшные страдания Христовы и войти в свет Его Воскресения. Если сделаем это усилие над собой, то обязательно почувствуем, как благотворна и живительна уже сама мысль о страдающем и Воскресшем Христе. Будем помнить, что этим торжеством мы призываемся следовать за Спасителем и прославлять Его образом своей жизни —исполняя Его заповеди, слушая голос своей совести. Аминь.
Диакон Вадим Вакулич
Поделиться в соцсетях: