Лукашенко предложили новации в работе ФСЗН, но он их не поддержал. Что насторожило Президента

Совершенствование работы Фонда социальной защиты населения и меры по усилению поддержки пенсионеров и детей-инвалидов стали темой доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Основной докладчик – министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. В числе участников мероприятия также курирующий эту сферу вице-премьер Игорь Петришенко, замглавы Администрации Президента Максим Ермолович, министр финансов Юрий Селиверстов, председатели Мингорисполкома и Миноблисполкома Владимир Кухарев и Александр Турчин.

“Если по большому счету по поводу нашего сегодняшнего разговора, то этот разговор будет связан с тем, что мы совершенствуем в какой-то степени нашу систему управления социальным сектором, экономическим сектором. Ну и вообще систему управления в государстве. Вопрос не самый масштабный, не самый, может быть, важный в плане совершенствования системы управления. Но с точки зрения обеспечения социальной безопасности, социального обслуживания наших людей он очень важный. Тем более что он касается ну совсем наших людей. Это люди пенсионного возраста. Люди, попавшие во временную какую-то беду, которым мы должны подставить плечо. Кто-то заболел, где-то люди с ограниченными возможностями и способностями и так далее”, – сказал Александр Лукашенко.

Он отметил, что речь пойдет о Фонде социальной защиты населения: “Предлагается его вместе с сопутствующими структурами, которые с ним находятся в тесном контакте по обслуживанию указанных мною категорий, несколько усовершенствовать. Когда мы ведем речь об усовершенствовании, я всегда задаю вопрос: надо ли это, откуда появился этот вопрос, в чем суть и проблема. Это не значит, что мы не должны совершенствовать структуру управления государством, отдельных направлений, отраслей. Я уже об этом говорил, это надо делать, не ломая саму систему. Модернизируя, усовершенствовать надо структуру – время идет. Но это если надо. Поэтому первый вопрос, на который нужно ответить: надо ли нам это – совершенствование структуры ФСЗН и тех, кто выплачивает, назначает пенсии, пособия и так далее. Надо ли?”

Что касается пенсионного обеспечения, то все функции в этой сфере предлагается сконцентрировать в ФСЗН. Вопрос также дискуссионный.

В целом Президент обозначил вопросы в плане оперативности внедрения тех или иных новаций. Если они действительно нужны, то это следует делать более оперативно, не растягивая по этапам на несколько лет: “Если мы убеждены, что та система в будущем приживется, зачем ее растягивать на 5-10 этапов и совершенствовать эту систему в течение 5 или 7 лет. Я примерно говорю. Если мы в этом убеждены, так давайте в два шага. Первый шаг, который мы можем сделать, – и с 1 января будущего года начать работать. А второй шаг – с середины будущего года. Если мы в этом убеждены. То есть не надо растягивать вдолгую процессы, которые надо решать быстрее. Если их можно решить быстрее”.

“Для того мы и собрались, чтобы обсудить этот вопрос. Но он будет связан с первым вопросом: надо или не надо, чего нам не хватает здесь? Ну работает вроде система – работает. Люди к ней привыкли. Что даст это совершенствование?” – сказал Александр Лукашенко.

В числе предложений, с которыми пришли на доклад к главе государства, есть те, которые лежат в русле цифровизации процессов. “Короче, загрузить все в компьютер, как это часто бывает. Весь учет трудовой деятельности. Вы знаете, может быть. Если без этого не можем обойтись”, – отметил белорусский лидер.

Вместе с тем он сразу обратил внимание на вопрос организации надлежащей защиты данных таких электронных баз, чтобы информацию оттуда потом не разместили на каких-то вражеских ресурсах. “Вот тут нам надо определиться: надо ли нам это делать сейчас, надо ли завтра делать, сколько это будет стоить и надо ли это вообще. Вроде бы работали и работаем. Система функционирует. Если в этом мы получим какую-то пользу для людей и для государства, с учетом всех рисков в том числе, ну хорошо, пойдем. Если нет, ну надо идти там (на внедрение новаций. – Прим. БЕЛТА), где надо идти. Если нет, может, и не надо”, – очертил круг вопросов Александр Лукашенко.

Ирина Костевич доложила главе государства о предложении перестроить систему социального страхования, чтобы объединить в одном государственном органе полностью весь цикл пенсионного и социального страхования (больничные и детские пособия). То есть чтобы процессы назначения, выплаты пенсий и пособий, а также источник их финансирования находились в ведении одной структуры – Фонда социальной защиты населения.

В связи с этим Президент задал резонный вопрос, почему для сосредоточения всех этих функций предлагается именно Фонд соцзащиты, а не какая-либо другая структура: “Почему под фондом, а не под райисполкомом?”

“Взносы идут в фонд, назначения и выплаты идут через управления социальной защиты райисполкомов. Облисполкомы координируют эту работу”, – пояснила Ирина Костевич.

“Вся кухня варится там, а деньги они берут из мешка фонда”, – образно и доступным языком изложил слова министра Александр Лукашенко.

“Да”, – согласилась она.

“Вы предлагаете сегодня к этому мешку присоединить орган управления?” – уточнил белорусский лидер. На его вопрос глава Минтруда и соцзащиты также ответила утвердительно.

“Что сегодня вызывает обеспокоенность? Фонд сегодня – это больше Br20 млрд доходной части. Масштаб этого фонда – почти 77%, если соотнести с республиканским бюджетом. Деньги управляются, а расходуются деньги в рамках одной структуры, но это разные все-таки структуры…” – объяснила мотивацию министерства Ирина Костевич.

“Да, они разные. Ну и что? Они у нас абсолютно управляемы, они в одном кулаке – и фонд государственный, и те, кто назначает и выплачивает пенсию, – это тоже государственный орган власти”, – парировал Александр Лукашенко.

“Да. Но мы же хотим сделать два шага. Первый – сначала забрать назначение пенсий со стороны управлений соцзащиты. А второй – объемный, это почти Br5 млрд, наши больничные и детские пособия. Их сегодня назначает предприятие. У нас работает зачетный механизм. Мы видим сегодня проблемы, в том числе и по выплате пособий – либо переплата, либо недоплата, либо несвоевременная выплата, так же, как и проблемы по заработной плате, если это проблемная организация. Страдает конкретный человек, который находится в отпуске по уходу за ребенком”, – привела примеры министр.

“Значит, орган власти, который это контролирует (это же не фонда функции – контролировать), не срабатывает. А в фонд переведем это все и будет работать?” – спросил Президент. Он также интересовался, почему предлагается вопрос назначения пенсий и пособий передать в Фонд соцзащиты, а не в другой орган власти, в ведении которого будет находиться фонд.

Что решено в итоге?

Предложения правительства по переформатированию работы Фонда социальной защиты Президентом поддержаны не были. Глава государства не считает необходимым менять устоявшуюся систему работы органов социального обслуживания населения и Фонда соцзащиты. Это выстроенная и устоявшаяся за десятилетия работы система, привычная населению и хорошо воспринимаемая теми, на кого в первую очередь направлена – к примеру, пенсионерами. Поэтому, выслушав все мнения, предложения глава государства не поддержал.

Как рассказала Ирина Костевич журналистам после доклада главе государства, в итоге принято решение оставить систему пенсионного обеспечения без существенных изменений. То есть Фонд соцзащиты будет по-прежнему аккумулировать взносы от нанимателей, а назначением и выплатой пенсий продолжат заниматься управления социальной защиты местных органов власти, известные в народе как “собесы”.

“Система выстроенная, существует уже не одно десятилетие. Изменить структуру и объединить эти два органа (фонд и управления. – Прим. БЕЛТА) – это достаточно рискованный шаг. С тем, чтобы не получить напряженные, рискованные ситуации, принято решение сохранить действующие структуры так, как есть”, – сказала министр.

По ее словам, в Фонде социальной защиты сейчас работают 1225 человек, у него есть серьезные информационные базы и системы, которые в перспективе будут развиваться. “Мы будем дальше продолжать развивать информационную составляющую фонда. Мы очень заинтересованы в дальнейшем информировать человека о его стаже, заработной плате, с которой уплачиваются взносы, для того, чтобы человек заблаговременно получил информацию о своей будущей пенсии. Ресурс фонда сегодня это позволяет. Начиная с 2003 года мы ведем персонифицированный учет и про каждого из граждан страны мы знаем историю за 20 лет – где человек работал, с какой суммы уплачивал взносы”, – пояснила министр.

Она считает, что таким образом каждый человек по мере приближения к пенсионному возрасту, зная размер своей будущей пенсии, гарантированной со стороны государства, сможет принимать взвешенные решения о возможном участии в системе добровольного накопительного пенсионного страхования. “Чтобы человек сам определял – он хочет получать только государственную пенсию или хочет более комфортные условия в старости, хочет иметь дополнительный доход. Как раз механизм добровольной накопительной пенсии позволяет увеличить размер пенсии”, – отметила Ирина Костевич.

Что касается персонифицированной базы данных, которая ведется с 2003 года, то она также будет расширяться. Ее можно считать цифровым дубликатом трудовой книжки, который позволяет максимально обеспечить гарантии человеку через Фонд социальной защиты на случай, например, утраты бумажных документов.

Источник: БЕЛТА