Золотые руки Ивана Панасюка из деревни Магдалин

Местный Кулибин – именно так называют жителя д. Магдалин Кобринского района Ивана Панасюка односельчане. Все знают, что Иван Кулибин – великий русский механик-изобретатель, выходец из мещан. Его фамилия давно стала именем нарицательным: так называют умельцев-самоучек, талантливых инженеров-самородков – именно таким и является Иван Алексеевич.

На всю деревню он известен как мастер на все руки. В молодости разную технику собирал по запчастям. Сам сконструировал трактор, соорудил косилку практически из подручных средств (использовал колеса от старой детской коляски, каркас был сварен собственноручно).

Всё это было бы похоже на обычную жизнь простого сельчанина, но Иван Алексеевич не такой, как все. Уже 10 лет он передвигается в инвалидном кресле. Из-за продолжительной болезни (сахарный диабет) и её осложнений потерял обе ноги, а вот желание изобретать осталось. Сначала ампутировали одну ногу, спустя 6 лет и вторую.

Сейчас Ивану Алексеевичу 84 года,  и всю свою сознательную жизнь он провёл в гараже, постоянно мастерил что-то. Даже во время нашей беседы он не выпускал из рук гаечный ключ, машинально подкручивал уже затянутые болты на коляске. На вопрос, откуда такая тяга к конструированию, ответил кратко: «Всё мне дала армия».

Специального образования Иван Алексеевич не получил, за спиной 8 классов, армия и долгий и упорный труд.  В армии был механиком-водителем танка. Когда предложили стать командиром, отказался. Не его это – руководить. После армии пошел работать киномехаником и отдал этой профессии 26 лет.

Было время, когда просмотр фильмов люди воспринимали как событие, и сельский клуб в дни киносеансов был набит битком. Киномеханик в деревне был уважаемым человеком, почти волшебником. Ему завидовали и взрослые, и дети: какая хорошая и интересная работа – постоянно смотреть новые фильмы, да еще и бесплатно.

Но не такой уж и легкой была работа киномеханика. Иван Алексеевич отвечал за качество демонстрации фильма, налаживал, регулировал, ремонтировал киноаппаратуру. Новые киноленты сначала приходили в городской кинотеатр, а посмотреть новинку хотелось и жителям деревни. Чтоб порадовать односельчан, Иван Алексеевич на мотоцикле ехал за плёнкой в город и обратно. Зато односельчане не пропускали ни одной премьеры.

– Время было тяжёлое, пришлось на вторую работу устраиваться. Пошел слесарем по ремонту оборудования на заправочную станцию, но выполнял там гораздо больше обязанностей, чем должен был, – вспоминает Иван Алексеевич.

Везде он был на хорошем счету, все знали, что у него золотые руки. Его фото висело на районной Доске почета, он не раз был награждён похвальными грамотами, но самая главная заслуга для него – это человеческая благодарность.  

Помимо основной работы, он держал большое хозяйство, да еще и людям успевал помогать: и с техникой, и с обработкой земли. Соседские дети очень любили приходить к нему в гараж и смотреть, что он делает.  А когда начались проблемы со здоровьем, он очень переживал, потому что не привык сидеть на месте.

Несмотря на то, что сейчас Иван Алексеевич передвигается исключительно на инвалидной коляске, своё хобби он не бросил. Электроколяска была куплена заведомо неисправной – это был стимул ещё что-нибудь починить. И он починил. Правда, редко передвигается на ней, лет 10 уже не был в городе, сил уже не так много. А вот идей у него в избытке, он может не спать ночами и думать о том, как их реализовать.

Что может сделать сам – делает своими руками, что не может – воплощает с помощью других людей. Совместными усилиями был построен пандус, по всему дому закреплены ремни, благодаря  которым он может подниматься. Главное достижение Ивана Алексеевича – лебёдка – подъёмный механизм, с помощью которого он принимает ванну. Поражает изобретательность и энтузиазм мастера, он не сдается даже в кажущихся безвыходными ситуациях:

– Тяжело, но я не унываю, не привык плакать, не один такой, нечего на жизнь жаловаться. Я уже достаточно пожил, и поживу еще, если Бог даст.

Иван Панасюк – человек-кремень и хороший пример того, что руки ни в коем случае нельзя опускать, особенно, если это руки мастера.

Автор Маргарита ГАПАНЮК

Фото: Маргарита Гапанюк и из личного архива Ивана Панасюка