Шиномонтажные работы – травмоопасны

Ежегодно в организациях области при выполнении шиномонтажных работ регистрируются случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

Несмотря на то, что шиномонтажные работы являются одними из наиболее травмоопасных, со стороны должностных лиц и работников, выполняющих данные работы, не уделяется должного внимания их безопасному проведению.

Зачастую к выполнению шиномонтажных работ допускаются лица, не имеющие соответствующей квалификации и не обладающие необходимыми знаниями для их безопасного выполнения.

В текущем году Кобринским межрайонным отделом Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда проводилось специальное расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в сельскохозяйственной организации Дрогичинского района, где во время накачивании шины в сборе с ободом колеса, установленного в специальное ограждение, произошел самопроизвольный демонтаж шины и вылет замочного и бортового колец, которыми было разрушено ограждение и нанесена тяжелая травма водителю автомобиля.

В ходе проведенного расследования установлено, что компрессор для накачки шин не был оснащен контрольным манометром на конце шланга и во время накачивании шины водитель не контролировал давление в ней. Кроме того, шиномонтажные работы выполнял водитель автомобиля, не имеющий соответствующей квалификации (не обучен по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт»), не прошедший обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении данного вида работ.

По результатам расследования лицами, допустившими нарушения, определены инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка и главный инженер.

Напоминаем, что при выполнении шиномонтажных работ не допускается:

  • накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины;
  • снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
  • демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
  • во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой.

К выполнению данных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.

Накачивание шин с разборным ободом колеса необходимо осуществлять в два этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.

Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.

Только неукоснительное соблюдение требований по охране труда при проведении шиномонтажных работ позволит в дальнейшем избежать несчастных случаев.

Начальник Кобринского межрайонного отдела Брестского областного управления

Департамента государственной инспекции труда                                                       

И.В.Ничипорук.

Фото носит иллюстративный характер.