Лето подходит к концу, приближается время, когда дети идут в детские сады и школы. Для многих родителей – это радостное событие, но для тех, чьи дети проявляют повышенную активность и непоседливость, может стать поводом для беспокойства.
14 августа, "Кобринский вестник"/ Частое движение, трудности с концентрацией, импульсивность – все это может быть воспринято как просто детская энергия или характер, но иногда за этим скрывается нечто большее.
Как родителям понять, является ли гиперактивность ребенка его особенностью, или же это симптом заболевания, например, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ?
СДВГ – это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
Таким детям тяжело учиться, поддерживать отношения с другими людьми. Это зачастую ограничивает их возможности в выборе профессии или круга общения, приводит к психологическим травмам.
Поведенческие нарушения у дошкольников являются причиной конфликтов в детском саду, у школьников – снижения успеваемости и нарушений дисциплины на уроках и переменах.
Симптомы заболевания варьируются по степени выраженности и сочетанию. Такой ребенок может испытывать трудности с концентрацией, легко отвлекается, имеет проблемы с организацией своих действий, избегает задач и забывчив. Ему сложно оставаться на месте.
Он чрезмерно разговорчив, испытывает трудности с тихими играми и занятиями, часто действует без обдумывания последствий. Таким детям характерна импульсивность, что приводит к конфликтам с другими сверстниками или взрослыми.
Существует мнение, что наиболее ранние признаки СДВГ можно заметить у детей в возрасте до 3-х лет. Будьте начеку, если ваш ребенок:
Лечение СДВГ сочетает разнообразные методики: медикаментозную, психотерапию и педагогическую коррекцию. Основная цель – помочь ребенку справиться с симптомами, улучшить его функциональность в учебе и социальных взаимодействиях, а также поддержать семью.
Терапия СДВГ – это индивидуальный процесс, и подходы могут варьироваться в зависимости от конкретных потребностей ребенка и его семьи. Своевременное и комплексное вмешательство может значительно улучшить их качество жизни. Малыш не виноват, что он такой живчик, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.
Этим вы добьетесь только одного – снижения у него самооценки, чувства вины, что он неправильный и не может угодить маме с папой.
Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью? Соблюдайте следующие рекомендации:
Спокойная психологическая обстановка в семье.
Четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).
Придерживайтесь единой линии в поведении всех членов семьи в воспитании гиперактивного ребенка.
Во время выполнения домашних заданий, чтобы улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы ребенок сосредоточился на работе. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв.
Конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например: «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто переключится на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.
Временные рамки. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временем. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее за 10-15 минут, а об истечении срока пусть его оповестит будильник или таймер.
Определите рамки и критерии поведения. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения. Например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное их количество дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.
Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!». Гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку».
Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.
Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
Научить ребенка управлять собой. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, скажите ему: "Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
Движение – это жизнь. Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
Следует знать, что нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Татьяна КУРЧАК, врач–психиатр УЗ «Кобринская ЦРБ» филиала «Детская больница»
Фото из открытых источников (иллюстрация)
Поделиться в соцсетях: