Мы живем в эпоху, когда доступ к информации занимает считанные секунды. У каждого пользователя смартфона весь мир – на кончиках пальцев. Но на каждом шагу растут риски столкнуться с недостоверными сведениями, фейковыми новостями и так называемыми хайп-схемами.
25 августа, "Кобринский вестник"/ Почему важно критически относиться к тому, что выкладывают в Интернете, и соблюдать информационную гигиену – разберемся на примерах.
Легкое прикосновение к дисплею, и ты знаешь все. Такая возможность уже не роскошь, а соцсети, в которых нужно открывать посты и листать ленту, становятся менее интересными.
Например, в TikTok можно просто нажать на ярлык, и видео будут меняться сами. Ты только смотри, алгоритм платформы сам подберет то, что тебе интересно. Он за тебя уже подумал. Именно вэтом и есть опасность: узнать не все и понять неправильно.
Вот реальный пример. Не так давно Кобринщина покорила 100-тысячный рубеж по намолоту зерна. Важное событие, достойный информационный повод и праздник для всех, кто пахал, сеял, вносил удобрения, обрабатывал посевы и убирал урожай. По старой белорусской традиции в честь хорошего хлеба был организован целый праздник.
Руководство области и района чествовало тружеников села – комбайнеров, водителей, инженеров и агрономов. Словом, всех, кто задействован в этой сложной производственной цепочке.
Караваи свежего урожая в знак благодарности за хороший намолот были преподнесены руководителям сельхозпредприятий. Естественно, праздник освещали журналисты. В кадре были все участники торжества – от хлеборобов до руководителей. И видео, как говорят в сети, «залетело и попало в реки», вызвало резонанс, но он был приправлен не восхищением, а злой критикой и даже оскорблениями.
В ленте TikTok бурю эмоций и хайпа создал ролик, где караваи вручили именно руководителям хозяйств. Скажете, не заслуженно? Они на этом мероприятии олицетворяли и представляли свои коллективы, они – одна команда.
Удивитесь, сколько защитников простых тружеников ополчились против того, что «председатели колхозов» приняли в свои руки символичный хлеб. Цифра поражает – их более 200.
Главный посыл критики: «Почему не наградили простых тружеников?» И дальше понеслось: лайк за лайком, комментарий за комментарием, и в итоге люди, которые внесли свой вклад в этот 100-тысячный каравай, попали под расстрел хайпа тех, кто, скорее всего, хлеб видит только на прилавках магазинов.
Пожалуй, этим людям уже поздно объяснять, что роль руководителя в любом деле очень весомая. Всеми процессами должен кто-то управлять, и зачастую от деловых качеств начальника во многом зависит успех и результат работы, слаженность команды и многое другое.
Директор сельхозпредприятия отвечает за каждое зернышко, за ним стоят люди, сроки, топливо, готовность техники – все это в больших объемах составляет огромный пазл из ста тысяч тонн зерна.
Да ладно, если бы действительно про тружеников села забыли. Вся лента в TikTok и аккаунтах других соцсетей нашей редакции пестрит чествованием водителей и комбайнеров на полях. И не только с этого праздника.
Мы поздравили водителей и экипажи тысячников на жатве с руководством и общественными организациями, посмотрели, как вкусно и сытно их кормят, проверяют состояние здоровья, обеспечивают питьевой водой и спецодеждой.
А когда труженики полей достигают рубежа намолота или перевезенного зерна, им дарят подарки, сертификаты и цветы. И это еще не все. Впереди у нас главный праздник хлеборобов «Дожинки» районного и областного уровней, где награды будут вручены лучшим труженикам жатвы.
Еще один пример. В комментариях под постом одного из городских аккаунтов было указано на «плохое отношение к людям».
«Здравствуйте, хотела бы показать ситуацию, которую я сегодня наблюдала, не очень приятную, по ул. Пролетарской возле 3-й школы. Конечно, то, что сделали дорогу, – это очень хорошо, но то, что не везде сделали съезды для велосипедов и колясок... Менталитет такой: сделать для показухи, выполнить план, выслужиться перед начальством, но не для людей».
Называется, получите, распишитесь. Фото нет, видео тоже. Едем проверять указанные «факты». И видим тротуары, съезды, безбарьерную среду и тактильную плитку. Объехали близлежащую территорию трижды и не нашли, где показуха. Сделано, как надо. Зачем выдумывать?
А тем временем этот комментарий увидели сотни или даже тысячи пользователей, которые уже сложили свое впечатление о нашем городе.
Почему введенные в заблуждение алгоритмами TikTok пользователи подхватывают волну негативного хайпа? Что стоит за потоком несправедливого осуждения?
Ответы на эти вопросы есть, и их нужно озвучивать. Ни для кого не секрет, что в социальных сетях и на разных Интернет-платформах работают целые фабрики фейков и хайп-схем. Такой способ заработать создатели черного пиара предлагают открыто: мол, доход солидный, нужно только писать комментарии под постами по заданной теме, не вставая с дивана.
А заказчики фальшивых мнений и событий потом с удовольствием снимают пенку с кипящего под постом скандала. Причем далеко не все из 200 комментаторов выполняли задание.
Хайперы, как правило, застрельщики: они только начинают первыми, а уже потом толпа подхватывает и строчит в унисон. Ведь награды тружеников полей не вызвали такого резонанса, и нет там сотен комментариев с благодарностью за их труд и хлеб на нашем столе.
Все потому, что мы быстрее верим в то, что вызывает сильные эмоции – страх, гнев, удивление, сочувствие. И аферисты умело давят на это. Поверьте, в сетях работает целая интернетная мафия, которая сидит и ждет, за что бы уцепиться и разнести фальшивые новости.
Как это ни парадоксально, но это явление не ново. Даже в театрах деньги зарабатывают не только те, кто участвует в постановках.
Успех премьеры часто совершенно не зависит от мастерства режиссера и таланта артистов. Шумный триумф или полный провал может быть заранее подготовлен и отрепетирован.
А реализуют его так называемые клакеры – люди, которые за определенную плату могут либо освистать, либо искупать в овациях актеров. Этот театральный хейт существует уже около двухсот лет. А теперь подоспели и тиктокерные клакеры, им все равно, что и где писать.
К сожалению, фальшивые новости и навязанные мнения эксплуатируют вауфактор и обладают высокой способностью быстро и широко распространяться. Если Интернет-технологии – мощное оружие, то в них надо уметь разбираться, причем не только на уровне игр и развлекательного контента.
Чем раньше мы начнем этому обучать, тем лучше. Ведь на образованных людей всяческая ересь и фальшивки практически не действуют. Если обмануть человеческий глаз и слух уже не представляется большой проблемой, то победить критическое мышление невозможно: благодаря именно ему и рождается истина.
Главный вывод – думайте. Думающего человека обмануть гораздо сложнее, чем того, кто читает заголовки по верхам.
Ольга БЕЛОЗЕРСКАЯ
Фото из открытых источников (иллюстрация)
Поделиться в соцсетях: