Прогноз погоды
Ср, 27 августа 2025

Хейт хлеборобов Кобринщины - как социальные сети искажают реальность

25/08/2025 Кобрин БЕЛОЗЕРСКАЯ Есть проблема Сельское хозяйство

Мы живем в эпоху, когда доступ к информации занимает считанные секунды. У каждого пользователя смартфона весь мир – на кончиках пальцев. Но на каждом шагу растут риски столкнуться с недостоверными сведениями, фейковыми новостями и так называемыми хайп-схемами.

25 августа, "Кобринский вестник"/ Почему важно критически относиться к тому, что выкладывают в Интернете, и соблюдать информационную гигиену – разберемся на примерах.

ТіkТоk решил за вас

TikTok not sending messages 05

Легкое прикосновение к дисплею, и ты знаешь все. Такая возможность уже не роскошь, а соцсети, в которых нужно открывать посты и листать ленту, становятся менее интересными.

Например, в TikTok можно просто нажать на ярлык, и видео будут меняться сами. Ты только смотри, алгоритм платформы сам подберет то, что тебе интересно. Он за тебя уже подумал. Именно вэтом и есть опасность: узнать не все и понять неправильно.

100 тысяч тонн: праздник или повод для критики

i

Вот реальный пример. Не так давно Кобринщина покорила 100-тысячный рубеж по намолоту зерна. Важное событие, достойный информационный повод и праздник для всех, кто пахал, сеял, вносил удобрения, обрабатывал посевы и убирал урожай. По старой белорусской традиции в честь хорошего хлеба был организован целый праздник.

Руководство области и района чествовало тружеников села – комбайнеров, водителей, инженеров и агрономов. Словом, всех, кто задействован в этой сложной производственной цепочке.

Караваи свежего урожая в знак благодарности за хороший намолот были преподнесены руководителям сельхозпредприятий. Естественно, праздник освещали журналисты. В кадре были все участники торжества – от хлеборобов до руководителей. И видео, как говорят в сети, «залетело и попало в реки», вызвало резонанс, но он был приправлен не восхищением, а злой критикой и даже оскорблениями.

В ленте TikTok бурю эмоций и хайпа создал ролик, где караваи вручили именно руководителям хозяйств. Скажете, не заслуженно? Они на этом мероприятии олицетворяли и представляли свои коллективы, они – одна команда.

i 1

Удивитесь, сколько защитников простых тружеников ополчились против того, что «председатели колхозов» приняли в свои руки символичный хлеб. Цифра поражает – их более 200.

Главный посыл критики: «Почему не наградили простых тружеников?» И дальше понеслось: лайк за лайком, комментарий за комментарием, и в итоге люди, которые внесли свой вклад в этот 100-тысячный каравай, попали под расстрел хайпа тех, кто, скорее всего, хлеб видит только на прилавках магазинов.

Пожалуй, этим людям уже поздно объяснять, что роль руководителя в любом деле очень весомая. Всеми процессами должен кто-то управлять, и зачастую от деловых качеств начальника во многом зависит успех и результат работы, слаженность команды и многое другое.

Директор сельхозпредприятия отвечает за каждое зернышко, за ним стоят люди, сроки, топливо, готовность техники – все это в больших объемах составляет огромный пазл из ста тысяч тонн зерна.

Хайп против истины

photo 2025 08 21 08 09 04

Да ладно, если бы действительно про тружеников села забыли. Вся лента в TikTok и аккаунтах других соцсетей нашей редакции пестрит чествованием водителей и комбайнеров на полях. И не только с этого праздника.

Мы поздравили водителей и экипажи тысячников на жатве с руководством и общественными организациями, посмотрели, как вкусно и сытно их кормят, проверяют состояние здоровья, обеспечивают питьевой водой и спецодеждой.

А когда труженики полей достигают рубежа намолота или перевезенного зерна, им дарят подарки, сертификаты и цветы. И это еще не все. Впереди у нас главный праздник хлеборобов «Дожинки» районного и областного уровней, где награды будут вручены лучшим труженикам жатвы.

Фейки пишут сами люди

photo 2025 08 21 08 09 01

Еще один пример. В комментариях под постом одного из городских аккаунтов было указано на «плохое отношение к людям».

«Здравствуйте, хотела бы показать ситуацию, которую я сегодня наблюдала, не очень приятную, по ул. Пролетарской возле 3-й школы. Конечно, то, что сделали дорогу, – это очень хорошо, но то, что не везде сделали съезды для велосипедов и колясок... Менталитет такой: сделать для показухи, выполнить план, выслужиться перед начальством, но не для людей».

Называется, получите, распишитесь. Фото нет, видео тоже. Едем проверять указанные «факты». И видим тротуары, съезды, безбарьерную среду и тактильную плитку. Объехали близлежащую территорию трижды и не нашли, где показуха. Сделано, как надо. Зачем выдумывать?

А тем временем этот комментарий увидели сотни или даже тысячи пользователей, которые уже сложили свое впечатление о нашем городе.

Кто снимает пенку?

eadcd5d5 a83e 50d8 9b61 dd81d91de5d5

Почему введенные в заблуждение алгоритмами TikTok пользователи подхватывают волну негативного хайпа? Что стоит за потоком несправедливого осуждения?

Ответы на эти вопросы есть, и их нужно озвучивать. Ни для кого не секрет, что в социальных сетях и на разных Интернет-платформах работают целые фабрики фейков и хайп-схем. Такой способ заработать создатели черного пиара предлагают открыто: мол, доход солидный, нужно только писать комментарии под постами по заданной теме, не вставая с дивана.

А заказчики фальшивых мнений и событий потом с удовольствием снимают пенку с кипящего под постом скандала. Причем далеко не все из 200 комментаторов выполняли задание.

Хайперы, как правило, застрельщики: они только начинают первыми, а уже потом толпа подхватывает и строчит в унисон. Ведь награды тружеников полей не вызвали такого резонанса, и нет там сотен комментариев с благодарностью за их труд и хлеб на нашем столе.

Все потому, что мы быстрее верим в то, что вызывает сильные эмоции – страх, гнев, удивление, сочувствие. И аферисты умело давят на это. Поверьте, в сетях работает целая интернетная мафия, которая сидит и ждет, за что бы уцепиться и разнести фальшивые новости.

Клакеры пришли в сети

scale 1200

Как это ни парадоксально, но это явление не ново. Даже в театрах деньги зарабатывают не только те, кто участвует в постановках.

Успех премьеры часто совершенно не зависит от мастерства режиссера и таланта артистов. Шумный триумф или полный провал может быть заранее подготовлен и отрепетирован.

А реализуют его так называемые клакеры – люди, которые за определенную плату могут либо освистать, либо искупать в овациях актеров. Этот театральный хейт существует уже около двухсот лет. А теперь подоспели и тиктокерные клакеры, им все равно, что и где писать.

Думайте сами!

6a0d563304268164fcd35aac0d943882

К сожалению, фальшивые новости и навязанные мнения эксплуатируют вауфактор и обладают высокой способностью быстро и широко распространяться. Если Интернет-технологии – мощное оружие, то в них надо уметь разбираться, причем не только на уровне игр и развлекательного контента.

Чем раньше мы начнем этому обучать, тем лучше. Ведь на образованных людей всяческая ересь и фальшивки практически не действуют. Если обмануть человеческий глаз и слух уже не представляется большой проблемой, то победить критическое мышление невозможно: благодаря именно ему и рождается истина.

Главный вывод – думайте. Думающего человека обмануть гораздо сложнее, чем того, кто читает заголовки по верхам.

Ольга БЕЛОЗЕРСКАЯ

Фото из открытых источников (иллюстрация)

Поделиться в соцсетях: