Андрей Шпак. Цель, улыбка и велосипед

Что человеку нужно для счастья? Конечно, позитивные эмоции, а уже откуда их черпать, зависит только от него самого. У рентгенолаборанта Кобринской ЦРБ Андрея Шпака хобби – езда на велосипеде.

Никто не скажет, что Андрею 41 год, а все потому, что активный и здоровый образ жизни – это его образ! Кроме основной работы он является инструктором по спорту у коллег. С детства занимается физической культурой, правда, свой первый велосипед купил только в 34 года, чтобы добираться на работу.

В больнице тогда уже была сформирована группа людей, увлекающихся велосипедным спортом, к которым примкнул и Андрей. Вместе коллеги по выходным дням катались по Кобринскому району. Через несколько лет таких поездок Андрей понял, что хочет ездить быстрее и дальше. В 2020 году он присоединился к брестскому сообществу рандоннеров (от фр. randonnée – долгая прогулка) и стал отсылать результаты своих заездов во французский велоклуб. В каждом заезде свой лимит времени.
Так, дистанцию 200 км нужно проехать не более, чем за 15,5 часа, 300 км за 21 час, 400 – 27 часов, 600 за 40 часов.

– На старте мы посылаем организаторам из Беларуси смс и фотографируемся, на контрольном пункте и на финише отмечаемся и посылаем также смс и фото. Организаторы затем отсылают данные в «Парижский клуб отчаянных» (фр. Audax Club Parisien), где все официально подтверждается. В конце велосезона подводятся итоги соревнований. Если ты уложился по времени, от организаторов из Франции тебе приходит медаль. Но не она главный мотиватор, а то, что ты достиг поставленной на сегодняшний день цели. Завтра планка будет повыше: проехать не 200, а 300, 400 или 600 км, – делится собеседник.

Сам Андрей уже через год проехал 300 километров, затем поставил себе цель проехать ультрамарафон в 600 километров и уложиться в 40 часов.

В 2022 году рентгенолаборант поочередно покорил дистанции в 200, 300, 400 и 600 километров, получил звание суперрандоннера и почетную медаль. Таких людей в Беларуси чуть больше 20 человек, на Брестчине – 4, а в Кобринском районе он один.

Заезды проводятся по выходным дням. Стартуют рандоннеры обычно ранним утром, в часа 4-5.

Дистанцию приходится преодолевать в любую погоду.

– Самое сложное не проливной дождь или палящее солнце, а ветер в лицо – он больше всего влияет на скорость движения, – делится земляк. – Участники сами контролируют свое время. Если трасса большая (приходится ехать больше 24 часов) и по времени успеваешь, можно снять гостиницу и поспать пару часов. Но мне лучше «отмотать» всю дистанцию, а уже потом со спокойной душой отдыхать. У нас есть специальные датчики, которые фиксируют пульс. Если чувствуешь, что организму нужен отдых, значит, нужно к нему прислушаться. Приходишь к финишу иногда из последних сил. Сколько раз слышал от своих друзей: «Все, больше не поеду». А проходит время, восстанавливаются силы, и забываются все тяжести. Человек опять на старте. А все потому, что преодоление своих слабостей, достижение целей – превыше всего. Человек может многое, он расходует свой резерв не на все 100%. Он должен всегда использовать шанс раскрыться: в работе, хобби. У меня есть друг. Он пару лет назад попросил меня помочь ему купить велосипед. Вскоре после покупки он попал (не по своей вине) в серьезное ДТП. Некоторое время не мог кататься. Но не испугался. Напротив, купил шоссейный велосипед и уже через год проехал 600 км. В наш клуб входят люди разных возрастов и профессий. Пройдешь или не пройдешь в отведенное время определенную дистанцию в первую очередь зависит от физической подготовки. В одном из заездов со мной был парень 21 года и мужчина 43-х лет. Как вы думаете, кто не справился с дистанцией? Парень. Здоровый образ жизни – не пить, не курить, в силу возможностей давать себе физические нагрузки нужно постоянно. Это на трассе ты должен выложиться, а тренировки – они щадящие, заряжают энергией и настроением. Но они нужны круглый год. Когда нет уже возможности ездить на велосипеде, я занимаюсь бегом. Некоторые из клуба тренируются на специальном станке – на месте крутят по несколько часов педали. Но это не для меня. Лучше я на свежем воздухе пробегу пару километров. Занимаюсь также бадминтоном. Жена, кстати, тоже за активный образ жизни и любит бадминтон. Мы вместе ходим на тренировки в РФОУ «Атлант».

Стоит отметить, в 2017 году семья Шпак заняла 1-е место в районном конкурсе «Самая здоровая семья».

Андрей мечтает попасть на самый престижный заезд во Франции длиной 1200 км «Париж – Брест – Париж», который проводится раз в 4 года, проходил он последний раз в 2019 году. Бревет всегда собирает большое количество велолюбителей со всех концов света. Для этого нашему земляку нужно за сезон проехать серию 200 – 300 – 400 – 600, а чтобы точно быть уверенным в отборе, еще 1000 км.

Кроме велосипеда, который может стоить как подержанный автомобиль, каждый рандоннер имеет несколько комплектов велоформы, шлем, специальные контактные педали и ботинки, очки, перчатки и многие другие расходники. Средняя покрышка на шоссейный велосипед не дешевле автомобильной, а ее хватает иногда только на сезон. Как замечает земляк, на это нужны немалые деньги, но эмоции окупают все.

– Ведите здоровый образ жизни, дорогие кобринчане, улыбайтесь, не думайте о плохом. Настраивайте себя всегда на положительный результат, ставьте перед собой цели, маленькие и большие, и не падайте духом, если не удалось их сразу достичь. Держите свой мозг и мышцы в тонусе, – пожелал на прощание всем Андрей и покрутил дальше на своем велосипеде.

Елена БАКУН
Фото из архива Андрея Шпака