Пт, 19 апреля 2024
Прогноз погоды

Неделя 15-я по Пятидесятнице

20/09/2022

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Наверное, нет среди нас такого человека, который бы не знал о двух главных заповедях, о которых мы слышали сегодня в воскресном Евангелии: любви к Богу и любви к ближнему (Мф.22:35–46). Эти заповеди кажутся настолько очевидными, как бы повседневными для нашего слуха и сознания, что, как обычно бывает в таких случаях, мы со временем перестаем относиться к ним с должным вниманием.

Как мы видим, Евангельское повествование дает нам понять, что законники и фарисеи, задавшие вопрос о главной заповеди в законе, были вполне удовлетворены ответом Христа. Они не нашли в нем ничего предосудительного, противоречащего духу фарисейства. Те, кто пылал ненавистью к Богочеловеку, великодушно признали мудрость слов галилейского проповедника, как простого учителя нравственности и толкователя закона.

На самом деле, ведь для того, чтобы любить любовью природной, любовью падшего человеческого естества не требуется исповедание Бога, пришедшего во плоти. Мессия здесь неинтересен как Личность и как Бог, важно лишь его учение и Сам Он интересен лишь в качестве простого учителя нравственности и образца личного примера. Не случайно призывы к любви можно встретить практически во всех религиозных учениях, отрицающих Боговоплощение. Например, в исламе, где Иисус считается только лишь пророком; в буддизме, учение которого вообще отрицает личное бытие Бога, постоянно и настойчиво говорится о любви ко всему и ко всем. Везде и повсюду любовь считается высочайшей добродетелью, но при этом всегда подчеркивается, что эту любовь человек может и должен взращивать на почве своего естества. Очень многие совершенно искренне удивляются — почему христиане придают такое огромное значение именно личности Христа, исповедуя его как Бога, пришедшего во плоти? Неужели нельзя быть просто добрым человеком без всего этого как бы совершенно ненужного и лишнего богословия?

В чем же новизна этой таинственной новой заповеди «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34)?

Не случайно Господь дал эту заповедь только после того, как прежде преподал Своим ученикам под видом хлеба и вина Свои плоть и кровь. Впервые вистории падшего мира произошло величайшее чудо— люди получили возможность теснейшим образом соединиться с Богом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). И именно здесь раскрывается тайна той новой любви: только «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), только Бог может любить той любовью, о которой говорится в Евангелии. И человек получает способность любить не своей человеческой любовью, а любовью Бога, отныне пребывающего в нем.

Человек в своем падшем состоянии не способен так любить. Ветхий завет знал много величайших праведников, но Слово Божие произнесло над всеми ими, как и над всем остальным человечеством решительный суд: «Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» (нет делающего добро, нет ни одного) (Пс. 13:3).

И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать — Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас <…>пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:4,9).

Именно здесь раскрывается природа единства и любви в Церкви. Иисус Христос не может разделяться. Если все мы причащаемся от единой Чаши Его тела и крови, то также становимся едиными между собой. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

У святых отцов есть простое сравнение, которое наглядным образом иллюстрирует, как отношение к Богу определяет отношение к ближнему.

Если представить себе круг, центром которого является Бог, а линии (радиусы), идущие от окружности к центру — это пути человеческой жизни, то насколько ближе мы будем приближаться к центру круга, настольно будем приближаться и друг к другу. Именно таково свойство любви: насколько мы далеки от Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же соединяемся с ближним, то настолько же соединяемся и с Богом.

Если же в душе ненависть, то это означает только то, что Христа в этой душе нет, поскольку Христос не может ненавидеть. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин. 2:9), тот находится в очень опасном и страшном состоянии, которое делает такого человека чуждым христианства.

Через несколько минут откроются святые врата алтаря и священнослужители вынесут чаши со святыми Дарами, телом и кровью Того, кто является для нас единственным источником жизни и любви. Приступая к ним со страхом и верою мы должны помнить, что принимая Христа в себя мы становимся едиными и с теми, кто причащается рядом с нами. Отдельно взятый христианин без других не может принадлежать Христу, потому что пребывать во Христе — значит пребывать в Его теле, в единстве с другими членами Его Церкви, без которых нельзя ни жить, ни действовать. Именно это имел ввиду прп. Антоний Великий сказав, что «от ближнего зависят наша жизнь и смерть».

Дорогие братья и сестры! Да будут и в нас «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Аминь.

Подготовил иерей Виктор САВЧУК

 

Поделиться в соцсетях:


Единый день голосования

Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь

Кобринский РОЧС приглашает на службу