Неделя о слепом

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.Часто, когда мы читаем в Священном Писании о чудесах Христовых, нас охватывает чувство, которое я бы назвал легкомысленным восторгом. В самом деле, как легко совершаются столь дивные вещи: мгновение – и вода становится вином; едва прозвучат слова: “Хочу, очистись,” – и прокажённый здоров; лёгкое движение пальцев, маленький комочек грязи – и человек, у которого не было органа зрения от рождения, видит! Как просто! Как восхитительно просто всё это!

И вот мы оглядываемся на свою жизнь и не находим в ней ничего подобного. Никаких чудес. Совсем напротив, недостаток пищи не восполняется сам собою, наши близкие умирают, медленно угасая, а души ослепшие, сколь мы ни молимся о них, так и не обретают веру, так и не видят своего Спасителя. И тогда в бедную нашу душу прокрадывается страшная мысль: “Бог оставил нас… Он за наши грехи нас забыл. Он не слышит наших молитв, потому что нет на них ответа, нет чуда”.

Так в душе нашей поселяется грех хулы на Бога. Так, сами того не замечая, мы становимся богохульниками, потому что “забыл”, “не слышит”, “обиделся”, “отвернулся” – все эти слова применимы к грешному, падшему человеку, но не к Вечному, Всеблагому, Святому Богу.

Почему же мы то и дело впадаем в этот грех? Часто, как ни странно, от поверхностного чтения Слова Божия. Мы, имеющие глаза, – не видим; мы, имеющие уши, – не слышим. Подумайте, наш Бог создал человека свободным, и мы выбираем веру или неверие, любовь или ненависть всегда сами, всегда свободно.

Чудо ограничивает нашу свободу. Когда оно совершается, у нас, кажется, не остаётся выбора: верить или не верить. Попробуй не поверь, когда на твоих глазах совершается такое.

Однако наш Бог творит Свои чудеса так, что не насилует нашей веры.

Бог совершил чудо: воскрес Сын Божий. Но Бог оставил человеку свободу принять или отвергнуть эту истину. И вот человек её отвергает. Значит, чудо не только в том, что делает Бог, но и в том, как отвечает на действие Божие человек. Если бы расслабленный, лежащий у купальни Вифезда, не поверил бы Христу, когда Он сказал: “Встань, возьми одр твой и иди”. Если бы расслабленный ответил Спасителю: “Я 38 лет лежу здесь и не могу рукой шевельнуть, а Ты говоришь мне: встань…” Если бы самарянка в ответ на обличение Христа подумала бы: “Ему кто-то рассказал о моей блудной жизни. Никакого чуда тут нет, Он не прозорлив, Он собирает сплетни обо мне!” Если бы слепорождённый в ответ на повеление Спасителя пойти в купальню Силоам и умыться там и стать зрячим сказал бы: “У меня нет глаз! Мне нечего исцелять, потому что там, где должны быть глаза, у меня ничего нет!” Разве во всех этих случаях чудо совершилось бы?

И вот мы все, здесь стоящие, подобны сегодня евангельскому слепорождённому. У нас два выхода: идти по зову Христа в купальню Силоам, чтобы стать зрячими, или оставаться вместе с героем газетной статьи в гордой уверенности, что против “объективной реальности”, “данной в ощущении” падшему человеческому разуму, возразить нечего…

Воистину, имеющие глаза не видят и имеющие уши не слышат. Аминь.

Подготовил иерей Виктор САВЧУК.