13 марта 2022 года исполнится 4 года, как не стало митрофорного протоиерея Виктора Сороки. Погас духовный светильник, ушёл великий молитвенник. В течение 45 лет он подвизался в Свято-Михайловском храме деревни Осовцы Дрогичинского района, и многочисленные паломники спешили сюда на службу, чувствуя благодатную силу его молитв. Ближним для батюшки был каждый, кто переступал порог церкви, стучал в дверь его дома со своими заботами, скорбями, и батюшка брал эти скорби на себя.
Дорога к отцу Виктору не зарастает, так же, как и прежде, люди едут к нему, теперь уже на могилку, веря в небесное заступничество старца. В этом году планируется к выходу в свет книга воспоминаний об отце Викторе, иллюстрированная многочисленными архивными фотоматериалами и документами. Автор – его дочь Анна. Предлагаем читателям небольшой отрывок из этой книги.
Я прошу отца Виктора рассказать что-нибудь о себе. С улыбкой говорю, что, если бы его бабушка Агафья, жительница деревни Адамово, не поменяла своё решение, нас не было бы, жизнь потекла бы по другому руслу. В начале 20 века дедушка Ефим, как и многие белорусы, в поисках лучшей доли отправился за океан. Обосновавшись там, он прислал бабушке письмо, в котором приглашал её с сыном приехать в Америку. Дедушка выслал деньги на билет, и бабушка Агафья даже приобрела его. «Но ведь не уехала,- говорю я батюшке. «Не уехала, – повторяет он. – На всё воля Божья. В последний момент не решилась, да и люди в деревне ей говорили: «а ты знаешь, в какую даль ты едешь», «пропадёшь с сыном на чужине, як бурбалка на воде». Так бабушка Агафья и осталась. После этого больше писем от дедушки Ефима не было, что с ним стало – не знали. Наверное, пропал, как и многие эмигранты».
Мальчик Ваня вырастет без отца, самостоятельно научится играть на скрипке (это увлечение музыкой пронесёт через всю жизнь) и пустит свои корни здесь, на родной земле( фото 1). Он обвенчается с Еленой Кондратьевной Климчук, уроженкой соседней деревни Пуховая, и в 1928 году 6 ноября в День памяти иконы «Всех скорбящих Радость» у них родится сын Виктор.
Спрашиваю у отца, правда ли, что он уже в детстве представлял себя священником. «Правда», – отвечает батюшка и вспоминает, что ему всё нравилось в церкви, куда его приводила мама, он с интересом наблюдал за действиями священника во время богослужения, ведь тот был главным. «Это потом я пойму, что главный в церкви Христос», – добавляет батюшка. Когда мальчик с мамой приходил в небольшую деревню Пуховая, где жила её сестра, завязывал себе платок на плечи, сооружал что-то вроде кадила, ставил двоюродных сестричек Раю и Валю ( фото 2 ) на колени и кадил вокруг них.
Дома родители молились, не нарушали воскресенье, праздники работой. У меня в памяти осталось, как перед сном бабушка молилась шёпотом, а дедушка ложился позже, он ещё читал, и вслух произносил «Отче наш».
– А учиться вам хотелось? – спрашиваю я у отца.
– Я закончил 4 класса польской школы (1935-1939 гг.), которая была в нашей деревне, – рассказывает батюшка. – Учился хорошо, легко давалась математика. Чтобы продолжить учёбу дальше, нужно было идти в другую школу. Видел, что верующих притесняли. Так и не пошёл дальше учиться, помогал отцу по хозяйству. Летом отец Иван Ефимович ездил на заработки в Ставропольский край, привозил зерно, а мы с мамой оставались на хозяйстве, с детства знал нелёгкий крестьянский труд.
– А ведь был в вашем отрочестве момент, когда вы находились между жизнью и смертью, – напоминаю я отцу о драматических событиях его жизни во время войны. – Что с вами было тогда?
– Говорили, что тиф…
Батюшка вспоминает, как только в деревне появлялись немцы, дворами, через сосновую посадку бежали в лес, скитались по болотам. Дедушка Иван Ефимович был связным партизанского отряда, и в деревне оставаться было опасно: их могли схватить немцы. В это время подросток Виктор тяжело заболел. Его спрятали в деревне Пуховая у бабушкиной сестры. Больше недели юноша лежал в жару, бледный, высохший, с красными пятнами на теле, отказывающийся от пищи, мать в страшной тревоге не отходила от единственного сына. Дедушка ночью привёл партизанского доктора, он осмотрел больного, дал какое-то лекарство. После его приёма мальчик уснул. Но матери показалось, что он не дышит, и она заголосила. Доктор успокоил женщину, объяснив, что подросток спит, и сказал, что возможен перелом в течение болезни, надо выжидать. Бедная мать молилась и просила Бога спасти её сына. И материнская молитва была услышана. Виктор проспал почти сутки, после пробуждения жара не было, и с этого времени стал поправляться. Он ещё долго был бледным, худым, слабым, но жизненные силы постепенно возвращались к нему. Господь оставил его на этом свете. И было для чего.
Окрепнув физически после болезни, юноша начинает сам ходить в церковь. Его душа тоже окрепла, она ищет встречи с Богом. Эти посещения становятся регулярными. И наступает время, когда он не мыслит своей жизни без Бога, без церкви.
– Отец Антоний пригласил на клирос меня с другом после Успения в 1944 году, – вспоминает батюшка. – Учился петь, читать на церковнославянском языке. Со временем стал хорошо разбираться и старый псаломщик поручал мне службу.
– А матушка потом пришла на клирос? – интересуюсь я.
– Нет, матушка уже пела, мы пришли позже, – рассказывает батюшка.
Он помолчал и не спеша продолжил:
– Я любил бывать в церкви, особенно, когда там престольный праздник. На службу в храм деревни Стрельно Ивановского района ходил пешком 25 километров, выходил с рассветом, там постою на службе и назад 25 километров, вечером возвращался домой. А на душе так хорошо, благодатно, и усталость как-то не чувствовалась. Молодым я быстро ходил, со мной мало кто мог сойтись.
Печка вытоплена, и в комнате тепло. К счастью, батюшку не тревожат и наша беседа продолжается под тихое тиканье часов. Многое из того, что рассказывает отец, я слышала раньше от дедушки и бабушки, что-то узнаю впервые. Я смотрю на его лицо, на такие тёплые и ласковые глаза и чувствую, что он весь в воспоминаниях…
Будем признательны всем, кто поделится воспоминаниями о батюшке. Ваши рассказы о встречах с отцом Виктором помогут более полно создать его духовный портрет и будут опубликованы в книге. Просьба (по возможности) указать имя и фамилию, место проживания. Можно высылать копии фотографий.
Записи воспоминаний отправлять по адресу:
225766 Брестская область, Пинский район, п. Садовый, ул. Солнечная, д.14 или по электронной почте anna22.62@mail.ru
В случае вопросов звонить по телефону 8-0165-67-81-46, моб. + 37544 7635211 Анна Стойко.
Срок подачи материалов до 1 июня 2022 года.
Поделиться в соцсетях: