Неделя о мытаре и фарисее

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вот прошли радостные рождественские праздники, светлые дни Богоявления, приближается Великий пост, время труда и работы над собой. Чтобы иметь радость о пришествии Спасителя в мир и принять Его в своем сердце, нужно покаяние и решимость следовать за Христом. Но путь к радости Воскресения пролегает через многие труды и подвиги очищения, ибо благодать, данная нам в Крещении, должна при нашем содействии исцелить пораженную грехом природу и оправдать душу, т.е. сделать ее правильной, правой перед Богом и перед людьми. Поэтому мы молимся словами царя Давида о самом сокровенном своем желании: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). 

Вот об этом оправдании и говорит сегодня евангельская притча о мытаре и фарисее. Господь обращает ее «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9). Фарисей осуждает всех вообще и мытаря в частности, а себя восхваляет, но не получает оправдания. Мы видим, что невозможно получить человеку милость и оправдание от Бога, если он не милует и не оправдывает ближнего.

Можем ли мы оправдать сами себя? Нет, не можем, ибо это дело Божие. Фарисей пытался исполнять заповеди, но не для Бога, ибо, движимый страстями, получал награду свою в самодовольстве. Самовосхваление не оправдало его, а лишило всех тех возможных преимуществ, которые он имел перед мытарем. Оправдывающий себя берется за непосильную задачу, присваивая себе принадлежащее Богу и отвергая Его милость. А мытарь за одно то, что не видел в себе ничего доброго и уповал только на милость Божию, вышел оправданным более фарисея.

По человеческому суду один из них грешник, а другой – праведник, а по Божьему не так. Для Божественной любви все люди примерно одинаковы, потому что во всех есть доброе, но и во всех есть грех. И если грехи наши – это горсть песка в море милосердия Божия, то и добродетель – ничто в океане Божественного совершенства. И поэтому важно не столько количество и внешнее выражение дел, сколько внутреннее их содержание и расположение души. Прежде всего, Господь ждет от нас духа смирения, ибо Он «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Да, мы должны трудиться, но при этом не оценивать сами себя, не оглядываться на добрые дела, но смиренно считать себя неключимыми рабами, должниками, обязанными творить добро. С другой стороны, наша добродетель редко бывает чистой, в ней есть своекорыстие, часто она отравлена грехом. Поэтому Господь ждет от нас, что мы, прежде всего, научимся смирению и правильному предстоянию пред Ним в молитве. Без смирения нам не дается постоянства в добродетели, чтобы не потерпели урона, как фарисей. Аминь.

Подготовил иерей Виктор САВЧУК.