Мастер своего дела: педагог детской школы искусств г. Кобрина Валентин Сычёв

В детской школе искусств г. Кобрина обучается более 600 человек. У каждого свой музыкальный инструмент. Ничто не вечно, поэтому даже самые качественные и надежные из них время от времени выходят из строя. Однако при всей востребованности специальность «мастер-настройщик» не является популярной. В этой сфере прослеживается явный дефицит кадров. В чем причины и что это за работа такая? Поговорить об этом мы решили с педагогом детской школы искусств г. Кобрина Валентином Сычёвым.

Валентин Николаевич более 50 лет работает преподавателем по классу «баян». Поломки инструментов всегда доставляли неудобства. Искать мастера в другом городе – долго. Баян нужен здесь и сейчас: занятия с учениками, как и запланированные концерты, ждать не будут. Это обстоятельство и было предпосылкой к увлечению ремонтом народных инструментов:

– Сначала все делал из чистого любопытства. Как пацан, который отцовские часы разбирает, потому что интересно, как там все устроено. Потом это занятие увлекло, стало моим хобби, – вспоминает мастер.

Валентин Николаевич в ремонте самоучка. Все постигал опытным путем. По отдельным вопросам консультировался со своим бывшим преподавателем Василием Карпуком, изучал специальную литературу. Педагог заверил, что советские книги до сих пор не потеряли актуальности, а вот в интернете, увы, всего не найдешь. Интересно и то, что самые надежные народные инструменты, по мнению Валентина Николаевича, это те, которые были изготовлены лет 60 назад:

– Отношение раньше было такое: цена – качество. На совесть. Только есть одна загвоздка: запчасти на них тяжело достать. Поэтому я и собираю старые нерабочие инструменты. Я в этом плане как Плюшкин, но это «плюшкинизм» добрый. Некоторые детали приходится делать самому. Такая работа.

В практике Валентина Николаевича были как спокойные, размеренные ремонты, так и чрезвычайно срочные. Например, как-то раз ему привезли инструмент в 6 утра. В 9 баян уже нужен был для выступления на концерте. И мастер успел к назначенному времени.
Также попадались абсолютно уникальные инструменты: к примеру, недавно друг гармонь принес, что на память от деда осталась, войну пережила.

Музыкальной школе без мастеров не обойтись. Все инструменты периодически надо настраивать, подклеивать, менять изношенные детали, поэтому всё чаще звучит вопрос преемственности. Так, отдельные педагоги много лет чинят школьные музыкальные инструменты, а того, кто будет заниматься этим после них, нет. Валентина Николаевича в своё время хотели сделать таким преемником в сфере ремонта фортепиано, но он отказался:

– Кто же будет баяны делать? Всё вместе не потяну.

О любимых инструментах Валентин Николаевич знает, кажется, абсолютно всё. Он охотно делится секретами, которые могут помочь продлить жизнь баяна и аккордеона:

– Инструмент не должен постоянно лежать в чехле. Вы можете поставить его в шкаф горизонтально или вертикально, но ни в коем случае не на «пузо» и не на «спину»: так пружинки продавливаются, накрыть тряпочкой от пыли и все – ничего с ним не сделается. Если же он у вас годами стоит в чехле, да ещё и где-нибудь на чердаке, то это очень плохо. Губительно действуют перепад температур, влажность, недостаток воздуха. Кроме того, у инструмента обязательно нужно растягивать меха, даже если вы не играющий человек. Возьмите, нажмите на басы, погоняйте меха в разные стороны и все. Это своеобразная профилактика скопления конденсата внутри инструмента.

На вопрос, почему возникает нехватка кадров в этой области, педагог отвечает:

– Вероятно, все дело в информировании. Многие специальности сегодня активно рекламируются. А видели ли вы где-нибудь хоть раз продвижение специальности «мастер-настройщик»?

Елизавета ГОЛОД