Старейшая в городе Кобрине средняя школа №1 в этом году отмечает 110-ю годовщину

Коллектив СШ № 1 г. Кобрина сегодня.

Какие же тайны хранят ее стены, чем дышат ее коридоры, о чём помнят ступеньки ее старинной каменной лестницы? Попробуем приподнять завесу тайны, заглянув в это старинное здание, которое является историко-культурной ценностью нашей страны.

Листая летопись школы

История здания школы своими корнями уходит к концу XIX в.  – когда-то здесь был казённый винный склад. В Национальном историческом архиве г. Гродно сохранился интересный документ – «Приложение к отчетной ведомости по Кобринскому 1-му мужскому 2-х классному училищу за 1914 г.», в котором содержатся следующие сведения: «Училище помещается с августа месяца 1910 г. в отдельном каменном флигеле, принадлежащем ранее Министерству финансов, а затем переданном Министерству Народного Просвещения» после закрытия в г. Кобрине винного склада. С этого момента начинается история школы как образовательного учреждения.

В 1911 году на территории школы открывается второе Кобринское 2-х классное мужское училище. В «Отчетной ведомости по 2-му Кобринскому 2-х классному мужскому училищу за 1915 г.” записано: «Училище существует с октября 1911 г. в отдельном каменном доме, который построен в 1897 г. за счёт казны и находится в одной версте от приходской церкви». В данном документе также представлены размеры строения и назначение комнат: классы, учительская, раздевалка. Исходя из этих сведений видно, что здание приспособлено для организации учебного процесса в двух 2-х классных приходских училищах.

22 августа 1915 года г. Кобрин был взят немецкой армией «Буг». С этого времени здания нынешней школы передаются под хозяйственные нужды. В ноябре 1915 г. по инициативе местных помещиков здесь была открыта 1-я легальная польская школа с совместным обучением. Немецкие оккупационные власти признали школу, не вмешивались в организационные дела и программу обучения, кроме использования русского языка. В 1916 году было открыто 6 классов. В 1917 году введена программа гимназии, а школа переименована в общественную гимназию г. Кобрина.

В 1918 году украинские власти, признанные оккупантами, распорядились об обязательном введении украинского языка, истории и географии Украины, а затем о преподавании всех предметов на украинском языке. В 1919 году в город вошла польская армия. Гимназию переименовали в польскую среднюю школу. Учёба была платной. За каждый месяц родители учеников должны были платить от 40 до 50 злотых. Для сравнения: в то время столько стоило 400 кг пшеницы или 50 кг мяса.

В 1924 году было завершено строительство второго этажа  школы, начатое на деньги польской писательницы Марии Родзевич. Первый выпуск состоялся в 1925-1926 гг. Аттестаты зрелости получили 23 человека. В 1926-1927 учебном году в торжественной обстановке было освящено знамя школы. В 1927 году Министерство Просвещения присвоило гимназии название «Государственная гимназия им. М. Родзевич». Педагогический коллектив заботился о развитии разносторонних форм работы с молодежью. Велись кружки по интересам: исторический, драматический, краеведческий. Много внимания уделялось развитию спорта. Имелись сборные по футболу, легкой атлетике, плаванию и гребле. Под руководством офицеров Кобринского гарнизона учащиеся проходили теоретическую и практическую военную подготовку.

 

17 сентября 1939 года Красная Армия перешла советско-польскую границу и вступила в Западную Белоруссию, а 22 сентября вошла в Кобрин. В ноябре 1939 года территория Западной Белоруссии была включена в состав СССР и воссоединилась с БССР. Сразу же развернулась культурно-просветительная работа наряду с экономическими преобразованиями. Коснулась она и школы. С августа 1940 года открылась бесплатная средняя школа, в которую приняли 120 учеников.

22 июня 1941 года мирная жизнь кобринчан прервалась гулом вражеских самолётов. 23 июня вечером гитлеровцы вошли в город и начали устанавливать так называемый «новый порядок». Для его поддержания была создана немецкая гражданская, а также местная вспомогательная администрация. Власть в городе принадлежала гебитскомиссару. В здании школы располагался гебитскомиссариат. Выпускалась газета «Правительственный вестник» на немецком и украинском языках, в которой до сведений населения доводились приказы и распоряжения районного комиссара Панцера.

В августе под предлогом регистрации для выдачи пособий в здании школы собрали 180 нетрудоспособных и больных евреев. Их погрузили в машины, вывезли в район д. Именин и расстреляли.

20 июля 1944 стал памятным днём для жителей Кобрина. В этот день войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Люблин-Брестской операции был освобождён г. Кобрин.

С 1944 по 1945 гг. в здании школы размещался госпиталь для советских солдат, а русскоязычная средняя школа,  открытая на базе бывшей гимназии, размещалась по улице Первомайской (здание старого кожвендиспансера). Работало 15 классов с 1 по 9. Выпуска учащихся в 1944/45 учебном году не было.

С октября 1945/1946 учебный год начался в здании школы №1. В то время это была единственная средняя школа…

Современность

Здесь мы, пожалуй, прервёмся и перенесёмся в настоящее, а читателям, желающим узнать о развитии школы в послевоенные годы, советуем заглянуть на сайт виртуального музея СШ №1 г. Кобрина, который им расскажет ещё немало интересного из прошлого.

 

Круглую дату в этом году празднует не только школа, но и ее директор Александр Хурсин, который вот уже 25 лет является ее рулевым.

– Вообще-то в этой школе я с 7 лет – я ее выпускник. Был небольшой период, когда уходил из этих стен, – армия, институт, некоторое время работал в Верхолесской средней школе, но судьба вернула меня опять туда, где я когда-то написал своё первое слово. Так получилось, что под моим руководством работали еще учителя, которые когда-то учили и меня.

На сегодняшний день школа – это коллектив из 83 человек, из которых 58 педагогов, плюс 407 учащихся. Для них всех школа – не просто место работы и учёбы, а  целая жизнь, второй дом, со своими радостями и победами, хлопотами и тревогами…

У нас почти отсутствует текучесть кадров. Все, кто приходит в школу, от техперсонала до молодых педагогов, в основном задерживаются здесь надолго, дорабатывают до пенсии. С одной стороны, безусловно, – хорошо, ведь это свидетельствует о благоприятной атмосфере в коллективе, с другой… возможно, не хватает свежих идей от молодёжи. Впрочем, мы этого не ощущаем, потому что каждый педагог, независимо от стажа и категории, специалист с большой буквы, стремящийся постоянно развиваться и приносить пользу школе, а это и есть самое главное, – рассказывает директор учреждения Александр Хурсин.

 И это действительно так. Об этом свидетельствуют многочисленные награды учителей и их воспитанников, об этом говорят выпускники, получившие здесь отличные знания и хорошую закалку, которые помогли им занять свою нишу и успешно реализовать себя в жизни.

СШ №1 является первой не только в хронологии образования школ на территории района, но и новатором многих проектов, которые впервые успешно были опробованы ее педагогами и учениками, а затем подхвачены и в других учреждениях образования.

Так, например, здесь первыми в Кобринском районе, благодаря инициативе заместителя директора по учебной работе Ирины Шитиковой, организовали работу интегрированных классов. Сейчас школа является своего рода консультантом по оказанию помощи в организации работы с детьми с психофизическими развитиями.

Но главной изюминкой учреждения, безусловно, является музей, который и хранит ее более чем вековую истории. Он был создан в 2010 году и тоже, кстати, является первым в районе музеем истории школы, как и его электронный вариант  – виртуальный музей, возникший через год. В 2018 году он был признан лучшим виртуальным школьным музеем в Брестской области.

Переоценить роль музея в жизни школы и ее воспитанников невозможно. Копилка наград, а ребята постоянно участвуют в конкурсах различной направленности, с каждым годом растёт.

– Конечно, детям это приятно – значит их труд оценен. Мне же намного важнее то, что музейная деятельность воспитывает их духовно и нравственно. Когда человек знает свою историю, прошлое, он понимает, что не вправе потерять наследие своих предков или разрушить то, что создано было веками, – замечает учитель истории и обществоведения, руководитель музея «Кладовая наследия» Наталья Рогачук.

Я же вспомнила театрализованную экскурсию, свидетелем которой мне посчастливилось быть. Юные экскурсоводы и учащиеся школы, на время перевоплотившиеся в исторических персонажей, чья жизнь была связана с Кобринщиной, провели наших гостей из польского города-побратима Бельска-Подляского по улицам города и поведали им о его славных страницах.

– Идею проводить театрализованные экскурсии ребята поддержали с удовольствием, хотя понимали, что будет непросто. Ведь здесь мало владеть фактами, нужно уметь перевоплощаться в ту же княгиню Ольгу, князя Владимира Васильковича, Бону Сфорцу, а для этого нужно чувствовать эпоху, – рассказывает Наталья Васильевна. – Но главное, что у ребят есть желание, интерес. Мы разработали с ними уже две таких экскурсии – «Мы будем прошлым дорожить», «Есть у каждого города возраст и голос».

Есть у педагогов школы ещё одна интересная идея, которая сейчас находится в стадии разработки, – подготовить презентацию «Родители и дети».

– Среди сегодняшних наших воспитанников  – очень много детей бывших выпускников школы. Они живут совсем в другом микрорайоне города, но первоклашек приводят именно в школу, которую сами заканчивали. Почему? Об этом мы и хотим рассказать в презентации. – Да и среди педагогов, кроме директора Александра Хурсина, тоже много выпускников школы – Ирина Шитикова, Галина Сидорук, Алина Савчук, Юлия Коваль, Дмитрий Самосюк, – делится заместитель директора по воспитательной работе Алла Романюк.

В том, что у педагогов СШ№ 1 всё получится и что они еще не раз будут становиться первыми в своих начинаниях, можно не сомневаться, ведь они –  одна команда, ведомая своим руководителем к общей цели – сохранить и приумножить школьные традиции, вписать достойным трудом очередную страницу в летопись школьного музея.

Елена БАКУН.

Фото автора и из архива СШ № 1

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при  наличии гиперссылки