Кобринская налоговая о приобретении обуви на территории Российской Федерации

В связи с поступающими запросами индивидуальных предпринимателей, приобретающих на территории Российской Федерации обувь за наличный расчет на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, о порядке документального оформления приобретения таких товаров и проверке легальности средств идентификации, нанесенных на них, инспекция МНС по Кобринскому району сообщает.

  1. О документах, подтверждающих приобретение обуви.

В соответствии с подпунктами 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а также обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей.

В качестве документов, подтверждающих приобретение обуви на территории Российской Федерации (далее-РФ) за наличный расчет, следует иметь следующие документы:

кассовый чек, выданный белорусскому индивидуальному предпринимателю-покупателю российским продавцом и содержащий установленные законодательством Российской Федерации сведения (включая реквизиты Ф.И.О белорусского индивидуального предпринимателя (далее-ИП), наименование и количество товаров).

Справочно. Указанный подход применяется и в отношении распечатанного ИП-покупателем кассового чека, направленного ему российским продавцом в электронной форме на адрес электронной почты или номер телефона, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны направленным ИП-покупателю в электронной форме кассовому чеку;

если кассовый чек не содержит заполненный реквизит с указанием Ф.И.О белорусского ИП-покупателя и (или) наименование и количество товаров, факт приобретения товара белорусским ИП должен быть дополнительно подтвержден выписанным российским продавцом товаров документом, в котором наряду с иной установленной законодательством информацией должны содержаться указанные сведения. Такими документами могут являться товарный чек, универсальный передаточный документ, товарная накладная и др.

При получении кассового чека, выдаваемого белорусскому ИП-покупателю российским продавцом необходимо иметь в виду следующее.

Кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП Российской Федерации с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, содержит следующие обязательные реквизиты:

наименование продавца и покупателя;

идентификационный номер налогоплательщика покупателя;

Справочно. В чеке, выданном белорусскому индивидуальному предпринимателю, в данном реквизите будут указаны нули.

дата, время и место (адрес) осуществления расчета;

наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;

форма расчета (оплата наличными деньгами или в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами или в безналичном порядке;

должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю;

адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;

абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такой кассовый чек признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети «Интернет», на котором такой документ может быть получен;

адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме в случае передачи покупателю кассового чека в электронной форме;

QR-код;

код идентификации (для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации).

Справочно. Код идентификации – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Вместе с тем, в целях экономии средств субъектов хозяйствования и сокращения объема печатаемых контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) кассовых чеков, указание данного реквизита сводится к отображению в печатной форме кассового чека реквизита «М». При этом детальная информация о коде идентификации будет содержаться в электронной версии кассового чека, которую можно получить при проверке кассового чека в мобильном приложении Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС России) «Проверка кассового чека» либо указав адрес электронный почты в момент приобретения товара.

По общему правилу информация о кассовом чеке, подтверждающая его достоверность, должна содержаться в информационной системе ФНС России.

Учитывая изложенное, при приобретении на территории Российской Федерации обуви за наличный расчет рекомендуется:

в дополнение к кассовому чеку требовать от продавца документ (товарный чек, универсальный передаточный документ, товарную накладную и др.), содержащий реквизиты Ф.И.О белорусского ИП, наименование и количество товаров;

осуществлять проверку кассового чека в мобильном приложении ФНС России «Проверь свой чек» либо на сайте ФНС России. Вместе с тем, учитывая, что законодательством Российской Федерации предусматривается ряд случаев, когда информация о кассовом чеке может поступать в информационную систему ФНС России с опозданием, отсутствие такой информации не является однозначным основанием для признания такого кассового чека документом, не подтверждающим приобретение обуви;

до момента расчета за приобретаемый товар требовать у продавца направление кассового чека в электронной форме на электронную почту либо номер телефона белорусского субъекта хозяйствования (при наличии технической возможности).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее – постановление № 860)  маркировка обуви на территории Российской Федерации введена с 1 июля 2019 г.

Ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г. (пункт 6 постановления № 860).

Таким образом, с 1 июля 2020 г. приобретаемая на территории Российской Федерации обувь должна быть в обязательном порядке промаркирована средствами идентификации, а в кассовом чеке должен быть указан реквизит «М».

Легальность приобретенного товара, маркированного средствами идентификации, может быть проверена с помощью мобильного приложения «Честный Знак». Приложение считывает цифровой код Data Matrix или другой тип маркировки, нанесенный на упаковку товара, и выдает результаты проверки.

Скачать данное приложение можно в App Store или Google Play (совместимо с iPhone, iPad и iPod touch с iOS 10.0 и новее, а также с устройствами на базе Android 4.3 и выше). При этом отсутствует территориально ограничение на скачивание и установку приложения, т.е. приложение может быть скачано и установлено резидентом Российской Федерации и на территории любого из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

С помощью мобильного приложения «Честный Знак» пользователь может:

проверить подлинность кода маркировки; получить информацию о товаре; сообщить о нарушении или несоответствии; просмотреть историю проверок кодов маркировки; обратиться в службу поддержки ООО «Оператор – ЦРПТ».

Функциональность проверки кода маркировки доступна, как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям. После установки приложения пользователь может выбрать функцию «Проверить без регистрации» и отсканировать цифровой код с упаковки товара.

В зависимости от товарной группы при сканировании кода маркировки отображается информация о товаре и его текущем статусе. Так, например, для товарной группы «Обувь» отображаются следующие сведения:

результат проверки (Товар подлинный, Возможна подделка);

наименование товара; текущее состояние; производитель/импортер; дата производства; дата проверки; код маркировки; текущий владелец; описание товара (в раскрывающемся списке): Бренд; Модель производителя (артикул); Страна производства; Модель изделия; Материал верха; Материал подкладки; Материал низа; Цвет; Размер; Наименование товара на этикетке; Документ соответствия; дата и время ввода в оборот; товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС (4 знака кода ТН ВЭД ЕАЭС);код товара ТН ВЭД ЕАЭС.

Также в мобильном приложении «Честный знак» реализована возможность сканирования кассового чека и получения следующей информации из него:

идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

заводской номер фискального накопителя;

адрес места применения контрольно-кассовой техники;

система налогообложения, применяемая пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении;

данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цена товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставка налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара).

Учитывая вышеизложенное, в случае выявления налоговыми органами документов (кассовых чеков), информация о которых отсутствует или не соответствует информации, содержащейся в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации (если она там должна иметься исходя из максимальных сроков ее передачи и с учетом места приобретения товара, расположенного не в отдаленных от сетей связи местностей), а также если достоверность маркировки средствами идентификации (в том числе информация о собственнике товара, у которого приобретается такой товар) не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак», налоговые органы вправе начать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП и материалы дела об административном правонарушении направлять в экономический суд для дачи правовой оценки.

  1. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении товаров, приобретенных за наличных расчет.

Вне зависимости от результатов проверки легальности приобретенных в Российской Федерации товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). При ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115,  пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г.Астане 29.05.2014).

Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).

Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств – членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь.

Согласно положениям пункта 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости товаров.

Учитывая изложенное, при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь ИП обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет установленные законодательством документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, содержащей часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь».

При неисполнении плательщиком требований законодательства, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров с территории государств – членов ЕАЭС, а именно при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой декларации (расчета) по НДС, содержащей часть II, и неуплате сумм «ввозного» НДС к плательщику также применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 13.4 и 13. 6 КоАП соответственно.

В случае неисполнения плательщиком налоговых обязательств в добровольном порядке налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС будет определяться налоговым органом на основании установленных в ходе проведенных контрольных мероприятий обстоятельств в соответствии с НК.

Плужникова Л.А., начальник отдела контроля индивидуальных предпринимателей ИМНС по Кобринскому району